Наши персональные данные могут использовать против нас

Зачем продавцам знать о нас все?

Сегодня практически в каждой организации или компании, вплоть до магазинов, нас просят оставить персональные данные. Иногда это необходимо — например, для получения кредита в банке, а порой совершенно излишне. Есть множество ситуаций, когда чрезмерная открытость опасна для кошелька. Стоит ли облегчать злоумышленникам доступ к личной информации?

Рядом с домом открылся очередной супермаркет с красивым женским именем. Захожу ради любопытства. Почти сразу же подбегает девушка-менеджер с предложением: "Хотите оформить дисконтную карту?". Интересуюсь, что для этого нужно сделать. Оказывается, всего-навсего заполнить анкету.

Читайте также: "Большой Брат" поборется с пробками в Москве

Правда, содержимое анкеты озадачивает своей дотошностью. Супермаркет хочет знать обо мне буквально все. Подробный домашний адрес, телефон (домашний тоже указать), дату рождения, семейное положение, количество членов семьи.

Отдельная графа — "род занятий": необходимо выбрать, к какой категории я себя отношу: наемный работник в бюджетной организации, наемный работник в частной организации, собственник компании, предприниматель, военнослужащий, учащийся, безработный, домохозяйка, пенсионер.

Но и это еще не все! Про ежемесячные доходы на каждого члена семьи также не забыли. Разброс — от "менее 10 тысяч рублей" в месяц до "более 50 тысяч". На вопрос, зачем простому магазину такая подробная информация о клиенте, менеджер лишь пожимает плечами и обещает, что все строго конфиденциально и информация никуда не уйдет. Ну, разумеется!

Сегодня компании, которым по идее нужны всего лишь наши деньги, претендуют на несоразмерную товарно-денежным отношениям открытость и доверительность со стороны клиента. Впрочем, цель по-прежнему та же — деньги, и желательно побольше.

"Подобные анкеты распространяются, чтобы более подробно выяснить свою наиболее активную аудиторию, — поясняет медиа-эксперт, член Общественной палаты Антон Коробков-Землянский, — Заказывать масштабные исследования дорого, а тут потребители сами придут и все о себе расскажут".

В дальнейшем такая информация поможет фирме более целенаправленно выстраивать свою рекламную кампанию. Например, подростковую аудиторию будут "ловить" в социальных сетях и интернете. А если окажется, что аудитория гораздо старше — нужно идти в телевизор.

Потом, можно отслеживать, что именно чаще всего покупает каждый конкретный клиент, и ненавязчиво подсовывать ему информацию об аналогичных товарах, раскручивая его на очередные траты. Словом, данные о клиентах — источник ценнейшей информации для маркетологов.

Но невольно возникает вопрос: чем подобная открытость может обернуться для всех нас, потребителей?

"Среднестатистическому человеку это ничем не грозит. Если, конечно, ему нечего скрывать", — продолжает Антон Коробков-Землянский. Действительно, наши домашние адреса и телефоны можно найти в многочисленных базах данных, выложенных в свободном доступе в интернете.

Теоретически можно предположить, что обиженный менеджер супермаркета при увольнении "сольет" данные клиентов конкурентам. Казалось бы, что в этом такого? Но оказывается, есть нюансы.

"К примеру, ваша супруга может думать, что вы имеете один доход, а потом неожиданно выясняет, что в какой-то анкете вы указали другой. Или налоговая инспекция, считающая вас безработным, возьмет да заинтересуется, на какие доходы вы совершаете недешевый шопинг", — приводит пример медиа-эксперт.

Впрочем, это еще не самое страшное. Гораздо опаснее, когда невинная, казалось бы, информация становится добычей злоумышленников. И похищение сына бизнесмена Евгения Касперского — тому подтверждение. Тогда похитители искали в интернете данные о каком-нибудь богатом человеке для получения выкупа и наткнулись на подростка с известной фамилией.

А дальше, как говорится, дело техники. Даже затратную и небезопасную слежку устанавливать не пришлось: парень сам выложил все свои регулярные маршруты и прочие "адреса, пароли, явки" на своей страничке в социальной сети.

Впрочем, в аналогичной ситуации вполне может оказаться и "среднестатистический человек", который перешел кому-то дорогу в карьере или в личной жизни, может быть, сам не подозревая об этом. Тогда он или члены его семьи легко могут стать объектом шантажа.

Читайте также: Русский хакер объявил Америке войну

"Не менее опасный вариант, когда человек теряет паспорт. В этом случае мошенникам, чтобы составить убедительную анкету для получения кредита в банке, нужно всего лишь поискать дополнительную информацию о человеке в свободном доступе. Они легко найдут и мобильный телефон, и электронный адрес, и место работы. Ну, а возвращать такой кредит придется ничего не подозревающему гражданину, который сам выложил все данные о себе", — предупреждает Антон Коробков-Землянский.

Сам он признается, что никогда не оставляет о себе никаких сведений, кроме электронного адреса и номера мобильного. "Всегда возникает вопрос — а зачем? И если на него нет вразумительного ответа, подробной информацией о себе лучше не делиться", — советует эксперт.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить