Иностранные инвесторы пытаются захватить рынок детских домов в Финляндии

Финляндия: успешный бизнес на детях

В среду в Москве с визитом будет находиться министр юстиции Финляндии. Цель его приезда — обсудить работу российско-финской комиссии по делам детей. Также речь пойдет и о деле Анастасии Завгородней. Тем временем в самой Финляндии бизнес на детях становится очень выгодным. Частными детскими домами уже заинтересовались иностранные инвесторы.

Российско-финская комиссия по детям все-таки будет создана, хотя до последнего момента финская сторона упорно сопротивлялась, заявляя, что это противоречит местному законодательству. Во время своего визита в Финляндию премьер Дмитрий Медведев подчеркивал необходимость создания такого органа — слишком много скандалов с изъятием российских детей финской опекой случилось в последнее время. Наиболее громкий из них — дело Анастасии Завгородней, у которой соцслужбы повторно отняли четырех детей.

Читайте также: Детей Завгородней отдали "жестокому" отцу

Как стало известно "Правде.Ру", до этого финская сторона обещала российским дипломатам, что детей больше забирать не будут. Видимо, это было напрямую связано с предстоящим визитом российского премьера. Но не успел он покинуть Финляндию, как в дом, где находились мать с детьми, вломилась полиция. Дети, включая двухмесячную дочку, вновь были изъяты.

Что же стало причиной на этот раз? Как сообщил представитель МИД РФ Александр Лукашевич, финская опека уведомила российскую сторону, что детей забрали по заявлению их отца, который жаловался на нарушение своих прав на общение с ними. Теперь он будет находиться с детьми в специальном социальном центре.

Подобным решением финская соцслужба полностью дискредитировала свою работу. Напомним, что первоначально вся необходимость изъятия детей, включая на тот момент недельного младенца, обосновывалась подозрением в жестоком обращении как раз со стороны отца. Якобы старшая девочка (шесть лет) на приеме у врача сказала фразу, что "папа шлепнул ее по попе".

И вот теперь без каких-либо объяснений детей отдают этому самому "жестокому" отцу. Получается, все обвинения с него сняты? А может, их и не было вовсе?

Теперь внимание опеки переключилось на мать. "Угрозой" для своих детей она стала по одной причине: не захотела молчать о случившемся. Драма в ее семье вызвала широкий резонанс в российском обществе. Действительно, любому нормальному человеку было трудно понять, чем так провинилась хорошая мать, что у нее необходимо срочно забрать детей, а недельную малышку при этом даже запрещать кормить грудью.

Читайте также: Родители говорят "нет" госкиднеппингу

После того как о деле Завгородней несколько недель сообщали буквально все российские СМИ, финские власти заволновались. Правда, как-то оправдываться за методы работы своей соцслужбы им даже в голову не пришло. Главной проблемой стал негативный имидж до этого вполне благополучной Финляндии в российской прессе.

Как заявил финский премьер на встрече с Дмитрием Медведевым, его "беспокоит, какое представление получают российские люди о Финляндии, о нашем обществе посредством той информации, которая подается российскими СМИ".

Странно, что то, как подается в Финляндии образ России, финскую сторону никогда не беспокоило. На сайте местного департамента здравоохранения можно было прочитать, например, такое: "В России насилие против детей рекомендуется властями и не является уголовным преступлением". Тем самым, все действия опеки в отношении русских родителей автоматически считались правомерными.

Сегодня те, кто не боится говорить об истинном положении дел с изъятием детей в Финляндии, подвергаются настоящему давлению. Правозащитника Йохана Бекмана уволили с преподавательской службы, ему поступают угрозы расправы и даже убийства. Женщинам, которые рассказывали о своей ситуации журналистам, также звонят с угрозами.

Почему такая странная реакция в стране, которая гордится своей правовой системой и защитой прав людей? На встрече с Медведевым финский премьер заявил, что "мы должны уважать принципы правового государства и верховенство права". При этом, правда, имея ввиду, что "вопросы, связанные с отдельными семьями, с конкретными людьми, должны обсуждаться не публично в СМИ, на политическом уровне, а между компетентными органами, ведомствами".

То есть верховенство права распространяется почему-то только на запрет говорить о массовых случаях изъятия детей публично.

Читайте также: Троих детей отняли из-за участка земли?

Но есть еще одна причина, по которой финские власти не хотят, чтобы эта проблема появлялась в общественном пространстве. Бизнес на детях постепенно становится в Финляндии чрезвычайно выгодным предприятием.

На днях ведущая финская газета Helsingin Sanomat опубликовала статью под заголовком "Защита детей стоит сотни миллионов". Оказывается, расходы государства на эту "защиту" увеличились почти в четыре раза за последние десять лет. Сегодня муниципалитеты тратят 620 миллионов евро в год на оплату услуг частных детских домов.

Частные детские дома появились в Финляндии в 90-е годы. Именно тогда, как сообщает финская газета, "резко возросло число детей, нуждающихся в приемных семьях. Местные муниципалитеты не смогли удовлетворить спрос и пришлось прибегнуть к услугам частных компаний".

Также издание сообщает, что содержание одного ребенка в таком заведении обходится государству от 100 до 350 евро в сутки. То есть в год эта сумма может доходить почти до 130 тысяч евро.

Неудивительно, что в эту сферу потянулись иностранные инвесторы. Газета сообщает, что в последнее время иностранцы пытаются захватить этот выгодный рынок, предлагая местным компаниям выкупить их долю на очень выгодных условиях.

Ну, а после того как в 2008 году в Финляндии был принят закон, дающей опеке право по любому анонимному доносу и возможным подозрениям в неблагополучии изымать детей из семей, число детей, "нуждающихся в приемных семьях", еще больше увеличилось.

Пока ребенку подбирается приемная семья, он может месяцами и годами находиться в приюте и приносить тем самым внушительный доход.

Читайте также: Норвегия: у русских чаще изымают детей

Как видим, механизм создания очень успешного бизнеса чрезвычайно прост. Единственное, что он требует — это постоянный приток контингента. Но это легко обеспечить. Финские правозащитники сообщают, что некоторые местные депутаты также имеют частные детские дома. Так что в ближайшее время парламент может принять новый закон, еще больше расширяющий полномочия опеки. Бизнес не должен останавливаться.

В этой ситуации судьба детей Анастасии Завгородней вызывает серьезные опасения. Скорее всего, они уже "обещаны" соответствующим приютам. Иначе бы опека не искала с таким упорством хоть какой повод для их изъятия. Не получилось обвинить отца — обвиним мать. Что-нибудь да сработает.

Вся надежда только на жесткую позицию России.

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру