Не надорвется ли "Газпром" на "Южном потоке"?

"Южный поток": все за и против

Газопровод "Южный поток" пойдет через Болгарию и закончится на севере Италии. Российскому газовому гиганту удалось заполучить согласие всех стран, через которые должна пролечь труба. Строительство может начаться уже в декабре текущего года, а эксперты указывают на то, что финансовые требования проекта могут пошатнуть положение "Газпрома".

Последней к выполнению проекта подключилась Болгария. На минувшей неделе глава "Газпрома" Алексей Миллер и гендиректор Bulgarian Energy Holding Михаил Андонов в присутствии премьера Болгарии Бойко Борисова поставили свои подписи под окончательным инвестиционным решением, одобряющим строительство болгарского участка газопровода South Stream.

Читайте также: Россия будет закупать бензин у Белоруссии

Стал окончательно известен маршрут газопровода. Выход из Черного моря намечен на побережье Болгарии, далее Сербия, выполняющая роль диспетчера для бывших югославских республик Боснии и Герцеговины, а также Хорватии, куда пойдут отводы газопровода. Далее на маршруте располагаются Венгрия и Словения, а конечной точкой станет Италия.

Как раз днем ранее Россия и Словения также оформили окончательное инвестиционное соглашение. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, объем инвестиций в строительство трубы на территории Словении оценивается в 1 миллиард долларов. Ранее предполагалось, что конечным пунктом Южного потока может стать Австрия. Однако трубу все же заведут именно в Италию, где она дойдет до северного города Тарвизио.

Сербским и болгарским "братушкам" монополия отвалит с барского плеча. Болгария получит от "Газпрома" скидку на газ примерно на 20 процентов с 1 января будущего года на десять лет. Льготные условия предполагают, что София будет закупать около 2,9 миллирада кубометров газа в год, но при этом сможет снизить отбор на 20 процентов безо всяких штрафных санкций со стороны "Газпрома".

А в четверг, 15 ноября, глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что Сербия попросила у Российской Федерации миллиардный кредит. Об этом говорилось на заседании межправительственного российско-сербского комитета по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Белград назвал конкретные цифры: 300 тысяч долларов в текущем году, а остальные средства — в 2013-м.

Болгария вообще не будет тратиться на строительство газопровода по своей территории. Планировалось, что София и "Газпром" вдвоем профинансируют 30 процентов стоимости болгарской части проекта, а еще 70 процентов будет взято в долг. Однако в Софии сослались на бедность. В итоге "Газпром" взял финансирование болгарской доли на себя, а Болгария в обмен за это предоставит бесплатный транзит до 2030 года. Схема, мягко говоря, выглядит ненадежной.

Вот что говорят по этому поводу в Софии. "По предлагаемой схеме, чем дороже обойдется строительство газопровода, тем дольше Болгария будет лишена транзитных такс. На практике получается, что "Южный поток" будет построен за счет упущенной выгоды от транзита для Софии", — рассуждает экс-советник Комиссии по энергополитике при парламенте Болгарии Валентин Стоянов.

Непонятно, что заставит Болгарию следовать соглашению после запуска газопровода. Не надо ходить к Ванге, чтобы прогнозировать возбуждение "ограбленной Болгарии" по указанной господином Стояновым схеме после того, как газ пойдет по трубе, проложенной по болгарской территории. Согласно производственным планам, это должно случиться в 2016 году.

Если в случае с "Северным потоком" все выглядит более-менее конкретно, есть поставщик-Россия и есть Германия — покупатель-диспетчер в одном лице, то на пути "Южного потока" подозрительно много стран-транзитеров. Нюанс в том, что и болгары, и расселенные по нацквартирам бывшие юги в своей внешней политике чаще всего пляшут под дудочку Берлина, хотя выглядит это как суверенный танец "независимых".

Цена проекта растет как на дрожжах, но этим "Газпром", как известно, не напугать. Месяц назад фигурировала цифра в 15,5 миллиарда евро. Позже "по результатам изысканий, проектных работ, уточнения маршрута и его конфигурации" цена поднялась до 16 миллиардов.

Как указывают эксперты, еще примерно 10 миллиардов евро "Газпром" потратит на расширение единой системы газоснабжения России на подходах к Анапе, где South Stream нырнет под воду. А кроме того, есть и недополученная прибыль за счет скидок стратегическим партнерам и дополнительные издержки в качестве исполнения "просьб" правительств стратегических партнеров. Последнее, впрочем, ляжет на российский госбюджет.

Вряд ли столь резкий рост капитальных затрат в долгосрочном периоде благоприятно повлияет на финансовую устойчивость "Газпрома". И все это на фоне падающего потребления в Европе.

"Главный финансовый итог строительства газопровода "Южный поток" — еще больший рост кредитной нагрузки "Газпрома". Чистый долг монополии и так превышает 161,882 миллиарда рублей. Очень хотелось бы понять, как "Газпром" собирается отдавать эти займы в условиях падающих цен на газ (практически все европейские покупатели монополии получили на 2013 год существенные скидки), а также революции в альтернативной энергетике (многие европейские страны до половины энергобаланса уже получают из возобновляемых источников), — отмечает в комментарии "Правде.Ру" ведущий финансовый аналитик "Калита Финанс" Алексей Вязовский.

Читайте также: РФ и Япония создадут азиатское энергокольцо

"Газпром" наращивает свой интерес в европейских сбытовых и энергетических компаниях, поставляющих газ конечному потребителю. Необходимость обеспечивать стабильность поставок растет. В результате обмена активами с BASF "Газпром" стал владельцем трех сбытовых компаний в Европе. После провала сделки с RWE это, несомненно, положительная новость для компании. Также в прошлом году "Газпром" приобрел компанию Envacom Service, которая специализируется на производстве экологически чистой энергии. Клиентская база данной компании — 500 тысяч человек. Кроме розничного рынка Германии "Газпром" представлен в соответствующих сегментах Великобритании, Франции и стран Бенилюкса", — добавляет аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить