Кому выгодны слухи о срыве поставок российского вооружения в Ирак?

Оружие РФ для Ирака: суета вокруг контракта

В мировой политике постоянно плетутся интриги. Часто они строятся вокруг сильных стран и их интересов на международной арене. На днях поднялся ажиотаж вокруг якобы имевшего место быть срыва крупнейшей поставки российского оружия в Ирак. Конфликт уже исчерпан, все идет своим чередом, но осадок остался. Кому же выгодно строить подобные "козни"?

Рекордная сделка

Договор на поставку российского оружия был заключен премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым с Нури аль-Малики, его иракским коллегой, в октябре этого года в подмосковной резиденции Горки. Согласно условиям контракта, Россия обязалась поставить 48 машин зенитного ракетного комплекса "Панцирь С-1" и 36 ударных вертолетов Ми-28Н. общая сумма контракта составила 4,2 миллиарда долларов. Кроме того, была достигнута договоренность о намерении Ирака закупить российские истребители МиГ-29М/М2 и бронетанковую технику. Со времен падения режима Саддама Хусейна в Багдаде это была самая крупная российско-иракская сделка. К тому же, данный контракт свидетельствовал о том, что Ирак перестал оглядываться на США в столь важном вопросе, как торговля оружием.

Читайте также: Российский ВПК ностальгирует по Багдаду

Гром среди ясного неба…

Все шло по плану до 10 ноября 2012 года, когда агентство France Presse со ссылкой на советника главы правительства Ирака сообщило, что контракт под угрозой срыва. Помощник иракского премьера Али Мусави заявил, что контракт аннулировали из-за подозрений в коррупции.

"Когда премьер Ирака вернулся из Российской Федерации, у него были определенные подозрения относительно коррупции. Именно поэтому он решил пересмотреть сделку", — пояснил советник и добавил, что по данному делу идет расследование. Относительно кого оно ведется, Мусави уточнять не стал. По словам бывшего посла Ирака в России Аббаса Кунфуда, в Багдаде создается специальная комиссия по пересмотру контракта, так как иракские чиновники, которые занимались сделкой, набрали взяток на сумму около 200 миллионов долларов. Контракт однозначно будет аннулирован, заявил он.

После этого сенсационного заявления иракские военные попытались исправить ситуацию: министр обороны Садун аль-Дулайми в тот же день срочно созвал конференцию, на которой опроверг все слова советника премьера. По его словам, недопонимание могло возникнуть в связи с задержкой предоставления сведений о контракте в антикоррупционную службу Ирака. "Сделка идет по плану", — успокоил министр. Но несмотря на заверения министра обороны Ирака, Москва потребует от Багдада официальных объяснений.

"Переговоры с иракской стороной ведутся достаточно давно, мы проясняем их позицию относительно неоднозначных заявлений, которые прозвучали на днях, — сообщили в правительстве РФ. — Никаких сведений об изменившихся планах Багдада либо возникших озабоченностях до нас не доходили".

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, а также "Рособоронэкспорт", который и должен реализовать сделку, уведомлений об аннулировании контракта не получали. Не было информации об отмене договора и по дипломатическим каналам. Однако источники не исключают тот факт, что на пути реализации сделки могли возникнуть сложности, причем в них замешана третья сторона.

Кому выгоден срыв контракта?

Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно. Кому выгодно, чтобы российско-иракский контракт сорвался? Кто от этого получит дивиденды? Давайте разбираться! Несмотря на заявления сторон о том, что все идет по плану, опасения по поводу срыва контракта вовсе не безосновательны. Есть много противников данной сделки, главными среди которых являются США и Украина. Высокопоставленный представитель российского оборонно-промышленного комплекса обвинил в срыве контракта американцев. "За заявлениями Багдада об отказе выполнения договора на поставку вооружений стоит Вашингтон, который пытается не допустить реализации договоренностей между Россией и Ираком", — заявил он.

"Американцы не для того долгие годы проводили операции в Ираке, чтобы потом так легко отдавать рынок вооружений России", — объяснил другой собеседник из военно-дипломатических кругов. Он также напомнил, что из постсоветских стран первой на военный рынок Ирака пыталась вырваться Украина, но Россия ее опередила. Это не могло не вызвать в Киеве ревности. Противники сделки, в первую очередь, апеллировали к ее сумме в 4,2 миллиарда долларов, пытаясь убедить Багдад, что "цена с учетом номенклатуры поставки сильно завышена". В качестве подтверждения своих слов они приводили контракт, который заключили Россия и Сирия в 2006 году, на поставку 50-ти комплексов "Панцирь-С1" на общую стоимость около 900 миллионов долларов — это, мол, в несколько раз ниже сумм, которые закреплены в российско-иракском контракте.

Некоторые конкуренты России по оружейному рынку намекали властям Ирака о коррупционной составляющей. Якобы реальная стоимость заключенного пакетного соглашения гораздо меньше, а разница уйдет налево, сообщили в министерстве обороны РФ. Когда Россия совместно с иракскими военными прописывали все пункты этого соглашения, никаких вопросов к нашей стране не было, ни о какой коррупции разговора не шло. В министерстве также отметили, что после обнародования информации об этой сделке против России началась настоящая информационная война.

Читайте также: Россия и США поборются за индийский бюджет?

Эксперты не исключают и того, что осложнить реализацию сделки могут и внутрииракские факторы. "На части территории страны было создано курдское образование, которое со временем может стать фундаментом для самостоятельного Курдистана, — уточнил Руслан Пухов, директор Центра анализа технологий и стратегий. — Представители курдов в руководстве страны (курдами по национальности являются, например, президент страны Джаляль Талабани, а также глава МИДа Хошияр Зебари) не хотят, чтобы центральные власти в Багдаде вооружались вертолетами Ми-28Н, которые гипотетически могут быть использованы против курдов".

В правительстве и парламенте Ирака звучат противоречащие друг другу заявления. Но все эксперты сходятся в одном: никакой коррупции нет, просто на власти Ирака давят США. Ведь до недавнего времени основным военным поставщиком Багдада был Вашингтон.

Минобороны Ирака после окончания военных действий в стране запустило разностороннюю программу перевооружения армии, в результате которой у США было куплено 36 истребителей, машинокомплекты для сборки танков, бронетранспортеры и другие виды оружия на сумму примерно 12 миллиардов долларов. Однако в последнее время правительство Нури аль-Малики пытается проявлять самостоятельность и все чаще конфликтует со Штатами. В результате Ирак начал искать другого поставщика вооружений, найдя его в лице России. Безусловно, властям США это не понравилось, и они перешли к решительным действиям. Вашингтон оказал колоссальное политическое давление, чтобы заставить расторгнуть соглашение. США стремится монополизировать иракский военный рынок, чтобы американские компании могли и дальше извлекать максимальную прибыль от поставок оружия в эту все еще нестабильную страну. Сразу после возвращения аль-Малики из Москвы в Ирак прилетал представитель США по военно-техническому сотрудничеству и провел некие переговоры.

Читайте также: Великий Курдистан на пороге создания

"У российской стороны сейчас нет понимания того, что происходит в Ираке на самом деле", — утверждает экс-посол Ирака в России. Он отметил, что многие ошибочно начали связывать срыв контракта с уходом экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, а также неэффективностью российского оружия. Однако это совсем не так. Следует отметить, что в самом Ираке, похоже, также не понимают, что делать дальше. На премьер-министра страны, помимо США, давят и местные депутаты. Они подписали обращение, требуя приостановить действие оружейной сделки. Однако правительство Ирака в ближайшее время планирует направить в Россию очередную делегацию для перезаключения контракта.

Некоторые эксперты приводят другую версию конфликта. По их мнению, сделка на грани срыва, поскольку в иракском правительстве не смогли поделить премию, полагающуюся отдельным посредникам за заключенный оружейный контракт. Некоторые специалисты озвучивают сумму вознаграждения в размере 500 миллионов долларов. Но эта версия, как и версия о коррупции, кажется малоубедительной.

Россия отступать не собирается

Власти Россия заявили, что не собираются без боя сдавать позиции. Москва требует от Багдада официальных объяснений. Если российско-иракский контракт все же будет выполнен, Россия станет вторым крупнейшим поставщиком оружия в Ирак (первое место занимают США). Это создаст отличные предпосылки для дальнейшего продвижения РФ на рынок оружия Ирака, считающийся чрезвычайно перспективным. Пожелаем нашим переговорщикам решительности и умения убеждать!

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Василенков
Сергей Василенков
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить