Авторынок РФ исчерпал возможности роста

Авторынку России больше некуда расти

Авторынок РФ исчерпал возможности роста. В октябре продажи легковых авто и коммерческого транспорта выросли на 5 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Эксперты говорят о торможении рынка, с начала года наблюдается не очень позитивная тенденция. Небольшой всплеск спроса ожидается на новогодние праздники, затем продажи будут падать.

По всей вероятности, российский рынок приближается к точке насыщения. В ассоциации европейского бизнеса констатируют снижение "потребительского аппетита" на российском автомобильном рынке. Рост розничных продаж пока еще продолжается за счет выгодных предложений банков в первой половине года и теми мерами стимулирования, которые используют сами автопроизводители. Тем не менее, падение продаж фиксирует сразу ряд производителей.

Ford просел по сравнению с октябрем прошлого года на 15 процентов. Причина остается той же — неуклонное снижение популярности некогда самой продаваемой в России модели автоконцерна — Focus, продажи которой в октябре упали на 21 процент. Hyundai продала на 6 процентов меньше: уходит в прошлое мода на еще одного экс-лидера продажных иномарок Solaris — снижение на 4 процента.

Nissan столкнулся с падением объема реализации на 9 процентов. Машина со странным названием Qashqai также практически исчерпала возможности покупательского интереса: этих моделей продано на 38 процентов меньше. Самый глубокий провал, на 26 процентов, у Suzuki, практически незаметной на российском рынке. На 20 процентов сократила продажи Mazda, на 10 процентов — Daewoo, на 4 процента- Mitsubishi.

Аналогичные тенденции наблюдаются в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV). Продажи группы ГАЗ и УАЗ в октябре снизились на 3 процента. При этом оба отечественных производителя существенно прибавляют в сегменте грузовиков и автобусов соответственно. Неплохо чувствует себя Volkswagen, но и русифицированных немцев рост продаж коммерческих автомобилей замедлился с 22 процентов до 11 процентов в октябре.

Читайте также: В Россию едут машины-утопленники из США

При этом основной российский производитель легковушек, "Автоваз", сумел немного улучшить собственные показатели. После небольшого падения продаж в сентябре производитель в октябре смог нарастить объем продаж на 2 процента, до 50 тысяч 22 автомобилей. На втором месте по объему продаж остается Chevrolet с показателем в 18 тысяч 724 проданных автомобиля, что на 24 процента больше, чем в сопоставимый период прошлого года. Драйвером роста продаж стала модель американской марки Cruze (+71 процент).

Неплохо чувствует себя союзный "Автовазу" французский концерн Renault — 16 тысяч 903 проданных автомобиля (+24 процента). Хит от французов — кроссовер Duster, уже четвертый месяц возглавляет список самых продаваемых моделей этой марки, обеспечив в октябре порядка 40 процентов реализации. Четвертую позицию по числу проданных в России автомобилей занимает корейская Kia с показателем 16 тысяч 842 проданных автомобиля (+14 процентов). Около половины продаж приходится на новый Rio.

Пятая позиция остается за еще одним корейцем — Hyundai. В десятке самых продаваемых марок в октябре значатся Volkswagen (14 263 штук, рост на 18 процентов), Nissan (12 401 единиц, -9 процентов), Toyota (11 789, +29 процентов), Ford (9 640, -15 процентов) и ГАЗ (8 297, снижение на 2 процента).Как отмечают в АЕБ, спрос по сравнению с прошлым годом замедляется и это отразится на объемах продаж в ближайшие месяцы.

Ассоциация подтвердила свой прогноз на 2012 год для российского авторынка на уровне 2,85 миллионов проданных автомобилей. В других сегментах автопрома отчеты производителей выглядят довольно оптимистично. За январь-август объем выпуск отечественных моделей пассажирского транспорта вырос почти на 50 процентов в годовом исчислении и превысил 25 тысяч единиц.

Читайте также: Европейцам надоело менять машины

Таким образом, с большой долей уверенности можно говорить о том, что итоговый годовой показатель также окажется положительным. Производство грузовых машин, согласно данным Росстата, в январе-августе составило 133 тысяч единиц, что на 3,7 процента выше показателя аналогичного периода 2011 года. В последний летний месяц российские производители выпустили 19 тысяч грузовиков, что на 14,2 процентов больше, чем годом ранее. Рост показали и отечественные производители, и иномарки.

Но рыночная доля российских грузовых марок постепенно сокращается, а экспансионистские планы китайских производителей могут серьезно ухудшить ситуацию для российских производителей. Этому способствует снижение таможенных ставок согласно соглашениями с ВТО. Так, пошлины на иностранные самосвалы для бездорожья снижены с 25 процентов до 5 процентов, на дизельные грузовики полной массой до 5 тонн ставка упала с 25 процентов до 10 процентов, на машины массой от 5 до 20 тонн — с 25 процентов до 15 процентов, полной массой свыше 20 тонн — с 25 процентов до 10 процентов.

Подешевел и грузовой "секонд хенд". На уже эксплуатировавшиеся грузовики ставки снизились с 25-30 процентов до 15 процентов. Спустя еще три года ставки в большинстве своем опустятся еще на 5 процентов, что приведет к дальнейшему усилению позиций иностранцев на российском рынке.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить