Зачем нам нужна Церковь? - Новости православия

Зачем нам нужна Церковь?

Сегодня можно очень часто услышать такие рассуждения: зачем, мол, мне ходить в Церковь, если там плохой поп, а мне, хорошему, комфортнее верить в Бога дома (перед телевизором, добавим мы)? Для чего мне ударяться в религию, если православные ведут себя не лучше моего? И вправду, зачем человечество тысячелетиями нуждалось в религии, если вера в душе?

Дать объективный ответ на такие вопросы можно, лишь обратившись к истории христианства, начавшейся в Ветхом Завете. Господь выводит из Египта свой избранный народ, дает им через пророка Моисея азы верного богопочитания и в контексте последнего учит Израиль… ходить в церковь, то есть к новосозданной скинии. Целая книга Пятикнижия — Левит — и главы из других четырех посвящаются не чему иному, как литургике, то есть основам правильного богослужения.

Далее — святой царь и пророк Давид, у которого и Бог в душе, и вера (также в душе) однозначно были, а он немало потрудился над созданием церковных песнопений. Почему этой гениальной в своей вере личности, которая, по словам одного святого отца, "главой касалась небес", не было довольно скромненького самодела в виде "веры без религии"? Кто-кто, а он, выдающийся богослов и пророк, мог бы оправдать свое прелюбодеяние с Вирсавией красивыми словами. Но он не стал этого делать. Покаяние и принесение жертвы за грех — может быть, скучноватый для романтически настроенных критиков Церкви итог. Но именно этот путь, через восстановление с Церковью, выбирали Божии угодники, в том числе, и праотец Мессии Давид.

Это Ветхий Завет, безусловно. Но и в Новом Завете путь к Богу никогда не проходил мимо храма и Церкви в целом. Не говоря уже о том, что Иерусалимский храм по Закону Божиему посещал Сам Христос, и первостепенной задачей апостольской миссии было именно устроение поместных церквей: "Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали" (Деян. 14:23). Появились новые храмы и новые священники, служащие уже не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, как и Богочеловек перед Престолом Отца. Уместно спросить: если действительно достаточно "просто верить", то почему обрядовая, литургическая часть настолько важна во все времена существования Церкви — и в ветхое, и в новое? Вспомним, что до ХХ века не возникало массового желания противопоставить веру в Бога и религию, за исключением отдельных философских изысканий.

Бич современной эпохи — это не тотальная свобода нравов, а ее частое сочетание с невежеством. Свобода выбора сама по себе не плоха и не хороша: какие-либо выводы могут появиться лишь тогда, когда человек выбрал что-нибудь определенное. А настоящая беда нового времени — желание каждого, кто получил право высказаться, говорить все, что угодно, порой совершенно не разбираясь в обсуждаемом вопросе. Не важно, идет речь о материальном или о духовном. Например, сводить многовековое наследие Православия к поведению какого-нибудь одного, пусть и очень недостойного, священника, — все равно, что определить мерилом поэзии Серебряного века… пьянство и похождения Сергея Есенина. Кстати, он в одном из своих стихотворений — "Мне осталась одна забава" — явил настоящее мытарево покаяние. Так что же остается, товарищи, — не читать Есенина только потому, что он пил и блудил, или все-таки разделять личность и ее творчество? Если второе, то не стоит и отождествлять несовершенную человеческую единицу в рясе и Церковь, которой она служит…

Зачем же объективно нужна Церковь? Замечательно объяснил это в своей статье отец Сергий Круглов. Он пишет: "Что есть в Церкви такого, чего на перепутьях мира, в отдельно взятых бытованиях человека нет? Что есть у человека воцерковленного, чего нет у самого лучшего человека, но живущего по принципу "Бог в чистом поле" (или нелепее — "Бог у меня в душе")?

В Церкви человек имеет возможность стать к Богу ближе, стать с Ним единым (не теряя при этом своей личности), и именно не в мыслях или мечтах, как чаще всего бывает у вышеописанных нецерковных людей, а вполне реально, во всей конкретике своего состава, и духовного, и телесного. Ближе — не только своим сердцем и умом, чувствами и мыслями, но и руками, и ногами, и желудком, и печенью — всем (…). Кровь Христова — то общее, что есть в членах Церкви. Именно за этим — чтоб стать максимально близкими ко Христу, приняв в себя Его реальные Тело и Кровь, по Его же настоятельной заповеди — христиане собираются на Евхаристию. Ради нее, подготовки к ней построены храмы, отработаны обряды, написаны иконы, клубится ладан, поются молитвословия и создано все, что в Церкви есть. Молиться, читать Библию и хорошо себя вести можно и в своем отдельно взятом углу. (…). Но для самого главного — причастия Тела и Крови Христа — надо идти в храм на Литургию, и это не людьми придумано, это зов Самого Христа — перечитаем хотя бы Евангелие от Иоанна".

Противопоставление веры и религии чаще всего свойственно социальным антагонистам — людям, которые тем или иным образом разделяют себя и общественность, в том числе, церковную. Причины этого явления редко бывают конструктивными. Религия, по крайней мере, христианская, учит консолидации, приспособлению, сосуществованию, предшествующему общей радости в Царствии Небесном. А без этого никак не обойтись даже полноценной и самодостаточной личности…

Желание замкнуться со своими представлениями о Боге, а, тем более, агрессивно противопоставлять их убеждениям окружающим — это не признак духовного преуспеяния и не свидетельство о зрелости. Как и любая попытка воспринимать в штыки социум. Ведь не зря древние мудрецы говорили, что все главное придумано до нас. Конечно, никто никого не призывает к слепому принятию каких-либо религиозных догматов. Но "взрослая" вера начинается с умаления своего "я" и его воображения перед достижениями святых, осмысления их и своей роли в окружающем мире. Для зрелого человека вера в душе и Церковь — это две части его спасения. Как душа и скелет — совершенные разные, но равнозначные части его самого…

Читайте также:

Церковь 90-х: романтика старообрядчества

30 сентября — День памяти мучениц Веры, Надежды…

4 сентября 1943 года Сталин принял иерархов…

Как Бог главное обетование исполнил

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *