Шведский писатель Стриндберг увлекался алхимией и оккультизмом

Мистики: алхимик "Красной комнаты"

Классик шведской литературы, драматург и романист Юхан Аугуст Стриндберг (Johan August Strindberg) пробовал по примеру алхимиков получать золото в своей лаборатории. Автор "Красной комнаты", которая считается первым образцом современного шведского реалистического романа, увлекался символизмом и философией Кьеркегора, герметизмом, воззрениями Эмануэля Сведенборга и теософией Елены Блаватской. К концу жизни он стал исповедовать религиозный синкретизм и олицетворять себя с неким подобием мировой души.

Нам привычнее называть его Август Стриндберг. Он родился в Стокгольме 22 января 1849 года и был четвертым из восьмерых детей Карла Оскара Стриндберга и Ульрики Элеоноры (Норы) Норлинг. Семья принадлежала к среднему классу. Отец работал комиссионером в пароходстве и женился на служанке, которая была моложе него на 12 лет. Карл Оскар любил музицировать на пианино и виолончели и в доме регулярно устраивались музыкальные вечера. Эта двойственность рождения определит и двойственность натуры Стриндберга. Как "сын служанки" (так будет называться вышедшая в 1886 году автобиография) он будет испытывать классовую и культурную вражду к аристократам, и одновременно чувствовать свое превосходство перед необразованными крестьянами и плебеями.

Читайте также: Мистики: последний герметист Средневековья

Все три брака Стриндберга закончились разводами. С первой женой, актрисой Королевского театра шведкой финского происхождения Сигрид Софией Матильдой Элизабет (Сири) фон Эссен (Sigrid Sofia Matilda Elisabet (Siri) von Essen) он прожил с 1877 по 1892 год. Второй брак с 20-летней австрийской журналисткой Марией Фридой (Фридерикой) Корнелией Стриндберг-Уль (Maria Frida (Friederike) Cornelia Strindberg-Uhl) продлился и вовсе недолго — с 1893 по 1895 годы. Третий союз с юной художницей Харриет Боссе (Harriet Bosse) продлился немногим долее — 1901-1904 годы. Любопытно, но дочь от последнего брака, словно бы в пику кратковременным отношениям своих родителей, проживет 105 лет и скончается в августе 2007 года.

После публикации в 1879 году романа "Красная комната" (Röda rummet), в котором сатирически изображены нравы художественных кругов Стокгольма, к Августу пришла литературная слава. Большую популярность получил самый светлый роман Стриндберга "Жители острова Хемсё" (в другом переводе — "Островитяне"). В 1884 году выходит первый из двух сборников "Рассказов о браке" (Giftas). В них писатель высказывает свои взгляды на проблемы брака и женской эмансипации. Одна из сцен из первого тома навлекла на литератора обвинения в богохульстве, которое, впрочем, было вскоре с него снято.

"Роли Стриндберга со временем быстро сменяют друг друга и тесно примыкают друг к другу: социалист и индивидуалист демократ и аристократ, верующий в прогресс утилитарист и отрицающий прогресс и развитие метафизик. После юности, прошедшей в лоне веры, он становится атеистом, материалистом, позитивистом и, наконец, — но это связано с его шизофренией — теософом-мистиком", — заметил К. Ясперс.

В 1896 году Стриндберг, проживавший в Париже на улице Асса, 60, едва не спалил жилой дом, пытаясь обратить свинец в золото. В своей лаборатории писатель оборудовал алхимическую лабораторию и вот что он писал одному из своих единомышленников: "Я опускаю полоску бумаги в раствор сульфата железа. Затем держу ее над открытым флаконом с нашатырным спиртом — минуту, самое большее. Затем оставляю эту полоску сохнуть в сигарном дыму от пяти до десяти минут. Сигара сушит бумагу, отдающую нашатырный спирт. Она не дает водному окислу железа вернуться в состояние металла". Необходимо отметить, что увлечение литератора алхимией и оккультизмом в ту эпоху не было чем-то из ряда вон выходящим. Скорее наоборот: во французской столице издавалось множество подобной периодической литературы и специальных изданий, как, например, журнал L'Initiation (буквально "Инициация", или "Посвящение в тайну"), в котором было опубликовано несколько статей самого Стриндберга.

"У Стриндберга, как и у Жерара Нерваля (Gérard de Nerval), алхимия теснейшим образом связана с литературным творчеством, тайну которого она может открыть. Почему художники, которые борются со своими наваждениями, прибегают к герметизму как к последнему средству спасения? Не является ли герметизм той личиной, что одновременно скрывает их невроз и говорит о его наличии? Или же это для них тот миф, прибегнув к которому, они стараются познать тайну творчества?", — задаются вопросами авторы французской энциклопедии "Мэтры оккультизма".

Читайте также: Мистики: сакральный демократ Буонаротти

После смерти Стриндберга, которая наступила 14 мая 1912 года, в его стокгольмской библиотеке осталось множество теософской литературы, среди которой писания Анни Безант (Annie Besant) и Альфреда Перси Синнетта (Alfred Percy Sinnett), наряду с произведениями по буддизму, мифологии и истории религий. "Я придерживаюсь всех взглядов, — признавался Стриндберг, — я исповедую все религии, я живу во всех эпохах, и я перестал быть самим собой. Это состояние дает неописуемое ощущение счастья".

Читайте другие публикации в серии "Мистики в реалиях"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить