Шод Муладжанов о медиабизнесе в России

Шод Муладжанов: Бизнес на компромиссе

Несмотря на множество вполне успешных бизнес-проектов, Шод Муладжанов, профессиональный журналист и известный медиаменеджер, своим главным делом считает свою газету — "Московскую правду", которой отдал без малого сорок лет. О прибыльном бизнесе и абсолютно убыточном хобби он рассказал главному редактору "Правды.Ру" Инне Новиковой.

— Шод Саидович, в вашей трудовой книжке значится одно место работы — в течение 37 лет вы работаете в "Московской правде". Как у вас так получилось?

— Открою вам страшную тайну, когда я был студентом, года полтора еще работал театральным осветителем. Уже на четвертом курсе журфака МГУ я пошел на спецпрактикум к известному журналисту Льву Колодному и попал в отдел информации газеты "Московская правда", в которой он работал. По тем временам это была сенсация: 21-летнего студента они практически взяли на работу. Да еще изначально "понаехавшего" из Душанбе. Хотя когда я устраивался на работу, прописка была уже подмосковная.

— Формат газеты как-то принципиально изменился с тех пор?

— Газете "Московская правда" сегодня идет 94-й год. Она спокойная, в некотором смысле официозная, консервативная. Это делается умышленно — образ газеты, который был, когда я туда пришел, сохранился до сегодняшнего дня. Одновременно мы публикуем критические, пессимистические материалы, особенно это касается криминальных, экономических и социальных проблем.

— Планируется ли более широкий выход в интернет-пространство? Нынешняя интернет-версия газеты все-таки достаточно ограничена…

— Мы находимся на пороге очень серьезных изменений. Несколько дней назад мы запустили радиостанцию "Московской правды" в интернете. Планируем летом запустить полноценную электронную версию газеты. Это будут материалы из бумажной версии плюс видеоряд, аудиоряд и материалы, которые не вошли в бумажную версию. Я надеюсь, там мы представим всю палитру взглядов на дискуссионные, острые, конфликтные темы.

— А как у вас складываются отношения с правительством Москвы?

— Мы никогда жестко не критиковали Юрия Михайловича Лужкова и его высказывания. Он поддерживал газету и всегда ей помогал. Эти отношения давали нам возможность спокойно, критично, жестко выступать по любому поводу. Мы знали, что у нас есть "звонок другу" как вариант защиты.

Когда пришла команда Собянина, они к медийным потенциальным партнерам присматривались. И мы присматривались: что это за люди, как будут работать. Отношения с новой командой не плохие и не хорошие, они — другие.

— Вашу деятельность кто-то курирует от мэрии?

— Заместитель мэра Александр Николаевич Горбенко курирует, но не нас, а вообще политические, медийные, издательские вопросы нашей сферы. "Московская правда" — одна из немногих на сегодняшний день частных газет. Сначала это было малое предприятие, которое переросло со временем в закрытое акционерное общество. Владельцы "Московской правды" — это сотрудники редакции Блокирующий пакет акций находится у меня: это исключает возможные группирования внутри коллектива и усложняет возможности рейдерского захвата, если вдруг они появится

— Но разве вы сами не можете продать заинтересованным людям часть акций?

— Если бы я владел типографией или был акционером, я был бы заинтересован в том, чтобы часть акций купили. Но в газете не может быть много хозяев, решение должен принимать один человек.

— Может ли общественно-политическая газета быть прибыльным бизнесом?

— Это абсолютно убыточный бизнес. Некоторые мои коллеги утверждают, что работают в плюс. Это неправда. Раз мы общественно-политическое издание, то объем рекламы ограничен 25 процентами в объеме газеты, иначе мы выходим за рамки своего статуса. Если реклама в пределах 25 процентов, то отбить затраты практически невозможно.

— Классический вопрос — что делать? Где брать деньги на существование общественно-политических изданий?

— Первый вариант — есть инвестор, партнер, владелец, который дает денег на газету. Он не обязательно все время говорит, о чем писать, но ты знаешь, что ты управляем.

Второй вариант — государственные структуры, которые владеют СМИ. Государственная структура в нашей стране — это не коллегиальный орган, а все равно один человек: руководитель департамента, председатель комитета или Думы, который принимает решение о финансировании и все равно чувствует себя владельцем.

— А есть какие-нибудь нетипичные варианты?

— Мы нашли компромиссный вариант, он базируется на трех вещах. Во-первых, мы делаем газету, которая прилично зарабатывает на рекламе, на издательских проектах внутри газеты. Газета не окупает себя, но зарабатывает прилично.

Второе. У нас заключен договор с Департаментом СМИ и рекламы правительства Москвы о том, что город финансирует проекты внутри "Московской правды": с газетой бесплатно распространяется вкладка "Округ" и вкладка "Московское собрание". Бюджетные деньги в нашем обороте представляют собой серьезную величину.

И третье. Мы вокруг редакции как юридического лица создали многопрофильную систему предприятий: медицинский центр, туристическую службу, продюсерский центр и рекламное подразделение. Есть и самостоятельные фирмы: издательские центры, торговые предприятия, логистическая фирма. Они нам принадлежат или на 100 процентов, или у нас контрольный пакет. Эти предприятия своей прибылью поддерживают редакцию.

Я не пытаюсь вникать в детали работы каждого из них, но на управляющие должности в каждом бизнесе я ставлю людей, которым доверяю, которые готовы вкалывать за нормальные деньги. Как правило, это сотрудники редакции, которые какое-то время в ней уже отработали.

— Среди других бизнес-проектов какое место отводится газете?

— Если бы жизнь не заставила, я, может, никогда бы бизнесом не занимался, только газетой — для меня это главное. Я люблю писать, редактировать: не просто текст править, а выстраивать номер. К сожалению, не всегда на это есть время. Опять-таки, моя редакционная команда четко знает наше направление.

— Какое? О чем писать можно, а что — под запретом?

— В газете публикуется не только то, что нравится главному редактору. Жесткое требование к качеству — оно должно быть высоким, аргументация серьезной, апробированной, а вот позиция может быть разная, кроме крайней. Это дает возможность дискутировать, оживлять газету.

Газета — это картина. Ее нельзя нарисовать одной краской. И я не понимаю тех, кто обобщает и утверждает, что у нас "все плохо" или "все хорошо". Я считаю, что люди с экрана, в интернете, на радио или в газете должны стараться говорить правду. Если не можешь говорить правду по какой-то причине или боишься, тогда не говори ничего.

— Вы против навешивания ярлыков?

— Как позитивных, так и негативных. Журналист должен понимать силу своего слова, силу того медийного ресурса, где он работает. Перевоспитывать обывателя — не наша задача, но самим блюсти профессиональные требования — это обязательная штука.

И я считаю, репутация — одна из самых дорогих вещей, заработанных "Московской правдой". Многим может нравиться или не нравиться то, что я делаю или говорю или что публикует или не публикует газета, но, думаю, все согласятся, что мы — серьезное и профессиональное издание.

Читайте также: Шод Муладжанов: В России слишком много денег

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить