УК приравнивает историков к шпионам?

23 октября были приняты поправки в УК: теперь за получение секретных сведений незаконным путем можно сесть на четыре года. И все бы ничего, если бы не огромное число засекреченных документов, из-за чего ученые до сих пор не могут дать объективную оценку ключевым фигурам и событиям нашей истории. А также не расплывчатость самого термина "гостайна".

Лето 2015 года. Мордовский лагерь. Беседа двух зеков:

— Кореш, за что паришься?

— По 283.1.

— И я тоже!

— За что?

— Да за адмирала Октябрьского.

— А я повыше — за маршала Тухачевского!

— Погоди-погоди, вон Кирюха ковыляет, он за самого Наполеона сидит!

Зеки из анекдота вполне могут стать жертвой принятых 23 октября 2012 года поправок к закону о гостайне. Эти поправки еще больше размывают формулировки статей Уголовного кодекса РФ — 275-й (государственная измена) и 276-й (шпионаж), а также вводят новую статью № 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну).

Читайте также: За секреты "Булавы" - восемь лет за решеткой

"Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет".

Беда России в том, что мы как не знали при Советах, что составляет государственную тайну, так не знаем и сейчас. У нас каждое ведомство по своей прихоти принимает свои подзаконные акты, которыми утверждаются перечни государственных секретов в той или иной сфере.

Абсурд состоит в том, что эти ведомственные акты тоже секретны. На сегодняшний день нет ни одного открытого ведомственного перечня гостайн. Но если гражданин не знает, являются ли сведения гостайной или не являются, а государство не хочет ему это раскрывать, то как можно наказывать его за сам факт их получения?

Настоящим шпионам ни тепло, ни холодно от этого закона. Опытные юристы утверждают, что им не известны случаи, когда шпионам не удавалось уходить от ответственности. Похоже, что новая версия закона скорее предназначена для расправы с инакомыслящими, разоблачающими аферы, беззаконие и коррупцию властей, а также для прекращения деятельности независимых историков.

К сожалению, в России до сих пор не написано подлинной истории Отечества, а все то, что преподают в школах и вузах, представляет собой сборник периодические подправляемых исторических анекдотов. Весь мир смеется над непредсказуемостью российской истории.

К примеру, возьмем набор басен о маршале Тухачевском. В баснях образца 1921-1937 годов имеем героя Гражданской войны и великого полководца. В баснях образца 1937-1953 годов выведен злейший враг народа и агент сразу трех иностранных разведок. Соответственно, в баснях 1960-1991 годов перед нами предстает величайший военный стратег и невинная жертва сталинского террора. Ну, а в 1991 году выяснилось, что Михаил Николаевич — изверг рода человеческого. Он перестрелял и перетравил газом всех крестьян Тамбовщины. Тем не менее, титул жертвы сталинизма за маршалом все-таки оставили.

Сколько лет нам еще теряться в догадках? Когда, наконец, мы увидим дело Тухачевского и все остальные документы, связанные с его деятельностью? В XXI веке это — день работы одного лаборанта у сканера с последующим переводом в интернет. Увы, все эти дела секретны, хотя Тухачевского расстреляли 75 (!) лет назад. А во всем мире практикуется рассекречивание всех документов через 30 лет.

Правда, и "за бугром" находятся жулики, прячущие от народа отдельные документы и через 30, и через 50, и через 100 лет. Но там за сокрытие правды от народа таковым приходится оправдываться и перед прессой, и в парламентах, а иной раз и в судах. А у нас человек, опубликовавший дело Тухачевского, немедленно сядет в тюрьму. Мало того, начнутся допросы и обыски у десятков его друзей, родственников и коллег. Так когда мы узнаем, кем же на самом деле был наш гениальный маршал? Всего через 100 лет или через все 750?

России пришлось ждать 105 лет, чтобы узнать об обстоятельствах "апоплексического удара", случившегося с императором Павлом I в Михайловском замке. А если бы не революция 1905 года, то ждали бы еще 100 лет.

Читайте также: История как наука избирательной памяти

Нам пришлось ждать 50 лет, прежде чем были раскрыты совсекретные данные, сколько и каких типов танков и самолетов было в РККА на 22 июня 1941 года. И опять же, для рассекречивания столь великой гостайны потребовалось разрушение Советского Союза и вялотекущая гражданская война в его бывших республиках.

А вы уверены, что рассекречены все секретные протоколы Тильзитского мира1807 года? Так что и за Бонапартия можно "загреметь под фанфары".

22 июня 1941 года Черноморский флот вступил в неравную борьбу с итальянским флотом, проникшим в Черное море. У входов во все наши военно-морские базы были выставлены тысячи мин. В Батуми объявили тревогу. Там ждали 20-тысячный итало-германский десант. Только за пять первых недель войны наши корабли потопили 14 больших итальянских подводных лодок. 23 сентября 1941 года в 20-ти милях от Севастополя подводная лодка М-111 торпедировала итальянский крейсер. А когда в конце октября германская 11-я армия генерал-полковника Манштейна прорвалась через Перекоп, то половина советских дивизий, дислоцированных в Крыму, находилась на южном побережье в ожидании итальянского десанта.

Увы, итальянские страшилки оказались блефом наших генералов и адмиралов. До конца 1941 года на Черном море не появилось ни одного итальянского или германского надводного корабля или подводной лодки. Ну, а опереточный румынский флот тихо и благообразно отстаивался в базах до сентября 1944 года, когда он сдался частям Красной Армии в полном составе.

Но за этот блеф Советскому Союзу пришлось заплатить страшную цену — потерю Крыма, а затем и Севастополя.

За десять лет работы с архивными документами я сумел составить картину "итальянской" войны на Черном море и изложил это в книге "Адмирал Октябрьский против Муссолини". Увы, мне не удалось главного — понять источник этой фантастической глупости, почище, чем в гоголевском "Ревизоре". Ведь и командующий Черноморским флотом Октябрьский, и нарком ВМФ Кузнецов, не будучи гениальными флотоводцами, худо-бедно знали свое дело.

Подвела разведка? Да окна советского консульства в Стамбуле выходили прямо на Босфор. А там даже ночью маленькой лодке не проскочить незамеченной — не то что итальянскому флоту! А подводные лодки технически не могут проходить Босфор в подводном положении. Другой вопрос, что с июня 1941 года до лета 1942 года на берегах Босфора шла жестокая война между агентурами НКВД и ГРУ.

Так кто же пустил "дезу" о вторжении итальянского флота в Черное море? А все попытки выяснить этот вопрос будут квалифицироваться как "получение сведений, составляющих государственную тайну".

В 1921–1939 годах поляки накопили огромные запасы химического оружия и интенсивно вели разработки бактериологического оружия. Главной целью польского оружия массового поражения должны были стать части РККА и крупные города — Киев, Минск и др. В сентябре 1939 года свыше половины арсенала оружия массового поражения стало трофеями Красной Армии. Куда делись многие сотни тонн химического и биологического оружия? Какова судьба польских офицеров, ведавших этим оружием?

Кстати, оружие массового поражения создавалось и в Маньчжурии, и там тоже японцы не успели применить его против СССР. Тем не менее, в 1949 году в Хабаровске состоялся публичный процесс над японскими генералами и офицерами, разрабатывавшими и готовившими боевое применение оружия массового поражения.

А вот все, что связано с польским оружием массового поражения, у нас хранится в архивах под грифом "сов. секретно". Я несколько раз обращался через СМИ к правительству и Госдуме с предложением рассекретить эти документы. Но ответа так и не последовало.

Читайте также: Новые факты о Катыни - возможно, фальсификация

Подобных случаев засекречивания важнейших исторических документов, проливающих свет на кардинальные события нашей истории первой половины ХХ века, а также XIX-го, XVIII-го и других веков, можно привести сотни. Посмотрите, какие огромные секретные хранилища в Военно-историческом архиве в Москве! А ведь там хранятся документы исключительно до октября 1917 года, то есть почти столетней и более давности. Держу пари, что в архивах МИДа мы найдем секретные дела XVI, XV и прочих "темных веков".

Правда, в поправке 283.1 сказано, что карается получение секретной информации не просто, а "путем подкупа" и т.д. Однако под "подкуп" можно подвести любые приятельские отношения. Например, вы покупали водку для совместного застолья, дарили книги, документы — то есть делали то, что происходит обычно между историками, любителями, коллекционерами и всеми, кто интересуется отечественной историей? Значит, виновны. Ну, а как можно добыть признательные показания, и рассказывать не надо.

Я не буду утверждать, что с принятием поправок лагеря заполнятся тысячами историков, любителей истории и коллекционеров. Для того, чтобы терроризировать их всех, достаточно и дюжины приговоров. Так что у властей есть основания надеяться прекратить процесс раскрытия белых пятен нашей истории. Пардон, вырвался газетный штамп. Более точная формулировка — "увеличение фрагментов правдивой истории на фоне тотального вранья царских, советских и демократических придворных историков".

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить