Все секреты о распространении слухов и сплетен

Сплетни: и для дела, и для удовольствия

Обсуждение слухов, передача из уст в уста сплетен — одно из любимых занятий людей, утверждают психологи. Однако слухи — это еще и методы борьбы с конкурентами и врагами. Причем в нашем обществе распространение слухов поставлено на профессиональные рельсы. Есть даже такая профессия, как "слухмейкер". Так в чем же польза и вред вездесущих слухов?

Слух — понятие относительное

Слух — это всегда искаженная, не вполне достоверная и непроверенная информация. Если она достоверна, то её и определяют словом "информация". А вот если нет, то тогда говорится, что это вранье. С течением времени слухи могут подтверждаться фактическим материалом. Тогда они перестают быть "слухами" и превращаются в достоверную информацию. При этом слух — понятие относительное: то, что было слухом в одно время, может стать достоверной информацией в другое.

Слух — это недостоверная молва

Уже древние греки обратили внимание на то, как быстро распространяются сведения, передаваемые из уст в уста. Поэтому у них была даже специальная богиня людской молвы — Осса, имевшая вид женщины с крыльями, которая только тем и занималась, что разносила новости и сплетни. Заметили греки также и то, что в процессе своей передачи слух всегда хотя бы немного, но изменяется и эта особенность сегодня также доказана учеными. Более того, оказалось, что в процессе устной передачи любая информация теряет свою достоверность и рано или поздно она превращается в слух! И средневековый герольд, читавший королевский указ на базарных площадях, и наш российский глашатай или бирюч, выкликавший все то же самое на наших торжищах и ярмарках, неизбежно превращали любой из них в слух, причем нередко совершенно фантастический. И не случайно в парламентах многих стран мира запрещается принимать законы или поправки к ним "на слух", так как известно, что наше восприятие несовершенно.

Один человек — один канал распространения

Для слуха характерна его однократная воспроизводимость перед одним и тем же слушателем. Второй раз одному и тому же человеку обычно слух не пересказывается, ну разве что у вас совсем уже плохо с памятью. А вот слушающий практически всегда становится говорящим и передает его другим. Таким образом, слух — это самотранслируемое сообщение, то есть для его передачи не нужны СМИ (хотя, случается, что они также становятся источником слухов!), а потому и затрат на неё не нужно никаких. Так называемое "сарафанное радио" делает свое дело бесплатно и, кстати, очень эффективно.

Физиология слуха

В чем же секрет такой привлекательности анонимной информации, ведь люди же не знают её первоисточника и, тем не менее, её повторяют. Более того, именно эта анонимность слуха в глазах очень многих людей является гарантией его достоверности, поскольку, мол, "народ он все знает".

В свою очередь, подобное мнение придает слуху оттенок неопровержимости, ведь не могут же все люди ошибаться, а также соответствующую национальную окраску, повышающую его достоверность в целом. Анонимный слух — это своего рода разговор одного коллективного сознания с другим. При этом он обычно привлекателен тем, что содержит такую информацию, которая замалчивается СМИ, либо людьми, в руках которых находится власть.

Вспомните великого Пушкина и его трагедию "Борис Годунов":

Но знаешь сам: изменчивая чернь

Изменчива, мятежна, суеверна,

Легко пустой надежде предана,

Мгновенному внушению послушна,

Для истины глуха и равнодушна,

А баснями питается она…

Как видите, он был не слишком высокого мнения о тогдашнем русском народе, однако не так уж и много изменилось даже и сейчас. Единственно, что нам сегодня точно известно, так это то, что "зона циркуляции" слуха равняется зоне умолчания в СМИ и наоборот. Слухи содержат ответы на коллективные тревожные ожидания, хранящиеся в душе каждого человека, и который, однако, высказывать их вслух стесняется. Кроме того, слух может быть и ответом на некоторое общественное желание, например, о возможном скором наезде московского чиновника с "ревизией" местных порядков. Ну и, конечно же, слухи содержат интересные сведения о тех людях, имена которых у всех на устах. Подобные темы всегда вызывают живейший интерес у огромной аудитории.

Читайте также: Эра паранойи: "охота на ведьм" в США

Почему так будет понятно, если мы вспомним один из афоризмов Козьмы Пруткова: "Умные люди обсуждают теории. Люди обыденные — события. Дураки обсуждают личности!" И… кем это доказано, что последних у нас не великое множество ещё с пушкинских времен?!

Однако самое интересное то, как слухи действуют на наш организм. Оказывается едва ли не самым большим удовольствием человека (даже больше, чем от секса!) является испытываемое им чувство собственной значимости. А он как раз его и испытывает всякий раз, как передает его другому лицу, потому что он это знает, а вот тот, другой,нет.Однакоитот,другой,тоженевобиде,потомучто в следующий раз наступит его черед, и он сможет испытать то же самое. Таким образом, распространители слухов ничего не теряют, а только приобретают, причем очень многое. Дело в том, что в мозгу человека, испытывающего чувство собственной значимости, вырабатывается "гормон удовольствия" эндоморфин, который также вырабатывается и при оргазме, и таким вот образом, передавая слухи, мы в определенной степени заменяем себе половую жизнь — вернее сказать, связанные с ней удовольствия.

Типология слухов

Существуют две типологии слухов, причем одна основана на степени их достоверности, тогда как другая ставит во главу угла их эмоциональную окраску. С точки зрения достоверности слухи делятся на четыре типа: абсолютно недостоверные, просто недостоверные, достоверные и близкие к действительности. А вот как они подразделяются по эмоциональной окраске: первый тип — это "слухи — желания", отражающие актуальные потребности того общества, в котором они распространяются. Например, если в коллективе начальник — дурак, то о нем, скорее всего, распространится слух, что он переходит на другую работу.

"Слух — пугало" ("или слух — страшилка") несет в себе эмоциональное ощущение ужаса, но зачастую при этом играет положительную роль своеобразной "прививки от страха". Грядущее столкновение с планетой Нибиру, падение астероида Апофиз, глобальное потепления, от которого затопит весь мир — все это из их числа. Кто-то, где-то, когда-то сказал… и вот уже это повторяют, чуть ли не возле каждого дома на лавочке. Такие слухи подпитываются нашими эмоциями, такими как страх, надежда, суеверия.

Так, во время войны с партизанами на Филиппинах было установлено, что партизаны боятся вампиров. На эту тему начали усиленно распространять слухи один ужаснее другого, а после как-то ещё и подбросил в лес труп повстанца, совершенно обескровленного и с двумя дырками на шее. В итоге они ведь покинули этот район, хотя вооруженной силой принудить их к этому никак не удавалось.

Слухи как оружие

Выделяют ещё и так называемые "агрессивные слухи" — разновидность "слуха — пугала". Они отличаются от него тем, что направлены на изменение поведения той или иной аудитории, причем в основе их сюжета лежит постоянное нагнетание напряженности. Так, в середине девятнадцатого века таким образом было спровоцировано восстание сипаев — индийских наемных солдат, среди которых противники британского владычества в Индии распространяли слухи о том, что патроны к их новым винтовкам смазаны коровьим и свиным салом. Мусульмане не едят свинину, индуисты почитают корову священной. А тут всякий раз по команде "скуси патрон" требовалось касаться их губами, что и для тех, и для других было страшным грехом.

Интересно, что спустя много лет примерно этот же слух был использован в Малайзии, где о компании "Колгейт-Палмолив" стали говорить, что она использует при производстве зубной пасты свиное сало. Эти слухи самым негативным образом отразились на объемах продаж, причем в некоторых школах учителя прямо советовали своим ученикам воздержаться от употребления такой пасты учащимся-мусульманам. По сути, это была специально организованная кампания, направленная на то, чтобы понизить присутствие этой компании в Малайзии.

Слухи о политиках

Поскольку большинство людей интересуются личностями, то политики и те, кто в политику собираются, легко становятся жертвами слухов. Негативными последствиями таких слухов могут быть: потеря доверия к кандидату или действующему представителю власти, ухудшение общего эмоционального состояния избирателей ("а, за кого не голосуй — все они…"), и, конечно, проигрыш самого кандидата. Но тут важно учитывать, что слухи в избирательной кампании распространяются с особой силой только тогда, когда есть недостаток в официальной информации.

"Разговор у колодца"

Один из наиболее древних и проверенных способов запуска слухов называется "разговор у колодца". Ведь в древности именно возле городского колодца собирались женщины из разных домов и, стоя в очереди, при этом ещё и общались. Служанки обсуждали, у кого какая госпожа, девушки — кавалеров, замужние дамы — мужей. Ко всему прочему разговор то и дело касался еды, т. е. шел обмен рецептами разных кушаний. Сегодня у нас есть все то же самое: аптеки, очереди у касс продовольственных магазинов, детские песочницы. Вот здесь-то и запускаются слухи относительно новых лекарств, перспективных методов лечения — словом, обо всем, что волнует людей. Для этого в очередь в аптеку становится специально подготовленный "информатор", который тут же вступает с людьми в разговор и делится "собственным" опытом. Анонимность слуха при этом налицо, но в тоже время его источник вроде бы заслуживает доверия, в особенности, если внешний образ "запускателя" продуман хорошо.

"Разговорчивая двойка"

Когда спешащие на работу люди покидают общественный транспорт, его обыкновенно наполняют бабушки-старушки, которые едут по своим делам. И вот они-то как разесть самаяблагодатнаясреда длязапуска слуховпри помощи"разговорчивойдвойки". "Двойка"— это близкие по возрасту люди, например, две девушки-студентки. Они входят в автобус, троллейбус или трамвай и продолжают свой разговор, не обращая ни на кого внимания.

— А ты знаешь, что кандидат в депутаты Городской думы N-ский гомосексуалист? — спрашивает одна.

— Ой, да что ты? — изумляется другая. — Да не может быть!

— Точно-точно, — уверяет её подруга нарочито громким голосом.

— Мой двоюродный брат работает шофером у него на предприятии и чуть было сам не стал объектом его домогательств. А уж сколько он к нему на дачу всяких… таких привозил, ты даже себе не представляешь! Выберем такого, и все наши денежки из городского бюджета пойдут ему на "мальчиков"!

Читайте также: Генри Торо и новости как наркотик

И все! Больше ничего говорить и не надо. Расчет сделан на то, что, услышав разговор, который лично к нему отношения не имеет, человек тут же передаст его кому-то ещё. Вот так этот слух и будет запущен. При этом доказано, что один человек передает "слуховую" информацию минимум троим.

"Разговорчивая двойка плюс посторонний наблюдатель"

Этот способ сложнее и дороже, однако и эффективность его выше, чем у предыдущего. В транспортное средство при этом садятся сразу три человека. Два близких по возрасту и помоложе, тогда как третий "персонаж" должен быть им во всем противоположным. Ну, скажем, это может быть пожилая женщина с продуктовой сумкой в руках, все тот же ветеран войны, а то даже и инвалид с палочкой или костылем. Двое говорят, а третий сначала должен их слушать, после чего громко обратиться к публике: вот, мол, что он/она здесь услышал/услышала, и до чего дошло распутство в нашей стране. Ветерану при этом следует постучать себя в грудь и сказать: "За что умирали наши деды и отцы?!" Дряхлый старичок должен говорить о совести и о том, что Бог все видит — одним словом, привлечь всеобщее внимание к происходящему.

А поскольку в этой "акции" участвуют абсолютные антиподы, то никому даже в голову не придет их в чем-то подозревать, а сам слух сможет прозвучать при этом несколько раз, опять-таки со ссылками на некий анонимный, но вполне достоверный источник.

"Метод кривого источника"

Поскольку сегодня все больше и больше людей получают информацию через Интернет, то Сеть тоже стала одним из средств по запуску слухов. Конечно, если вы просто возьмете и разместите там ложную информацию вас рано или поздно найдут и воздадут по заслугам. Поэтому чтобы и "рыбку съесть и на костях покататься" специалисты-слухмейкеры разработали прием, который называется "метод кривого источника".

Суть его в том, что нужная вам для запуска слуха информация помещается в Интернет не сразу, а по частям. Люди начинают эти части обсуждать, а вы (заранее зная, что так и будет) начинаете ссылаться уже не на сам первоисточник информации, а на то, что об этом говорят другие. Вам останется только комментировать чужие точки зрения и говорить о том, "что я так думаю, потому, что так говорят".

"Дозирование слухов"

Один из важных моментов в запуске слухов — это их дозирование. Раньше считалось, что чем неправдоподобнее слух, тем более действенным он оказывается. Так, например, каноны геббельсовской пропаганды требовали, чтобы ложь была как можно более чудовищной, потому что тогда люди более охотно ей поверят. Однако со временем оказалось, что сознание и опыт защищают людей от слишком уж грубого обмана. Вот почему сейчас считается, что информация, запускаемая по неформальным каналам, должна строго дозироваться. Слишком откровенная ложь вызывает сомнения, вот почему сегодня её рекомендуется избегать.

Борьба со слухами

А вот бороться со слухами не только можно, но и нужно. Можно сократить дефицит информации, и это приведет к смерти слуха. Но самый простой способ добиться смерти слуха — опубликовать слух в печати. Никто напечатанные слухи из "уст в уста" не передает. Ну и самый красивый способ — это устроить пресс-конференцию (особенно хорошо этот способ действует где-нибудь в провинции, где народ не избалован сенсациями) и вот прямо на ней рассказать присутствующим журналистам обо всех здесь изложенных приемах запуска слухов, которые как раз, допустим, и были использованы против вас, как лидирующего кандидата.

О пользе слухов

Случается, что слухи приносят пользу. Так, в MacDonalds много лет гулял слух, переросший затем в легенду, что основатель компании Рэй Кросс как-то раз посетил один из своих ресторанов и обнаружил там одну единственную муху. Однако даже одна муха не соответствовала кредо компании — качество, обслуживание, чистота, честность. Две недели спустя ресторан потерял право использовать марку MacDonalds. После этого служащие компании только тем и занимались, что искали различные способы уничтожения мух. Согласитесь, что польза от этого слуха очевидна.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить