Изъяны ювенальной юстиции

Социальная опека страшнее СС

Пока в РФ только собираются ввести надзор органов опеки за родителями, в западных странах нарастает волна протеста против насильственного изъятия детей из семей. Родители выходят на митинги, а в интернете появляются шокирующие ролики, где наряд полиции силой отбирает ребенка у матери и увозит в приют. События, снятые на камеру, происходят в Италии.

Сюжет, размещенный на youtube. com под названием "Видеошок: полицейские силой увозят ребенка", действительно производят шокирующее впечатление. На кадрах стражи порядка хватают сопротивляющегося подростка за руки и за ноги и чуть ли не волоком тащат к машине. Можно подумать, что таким образом опасного преступника пытаются доставить в тюрьму.

На самом деле все еще хуже. Мальчика силой увозят из дома в социальный приют. Матери остается только кричать в отчаянии: если она попытается воспрепятствовать, ее арестуют за сопротивление полиции. Самое страшное, что в приют ребенка отдают по просьбе его отца-адвоката. История такова: он расстался с его матерью, но не хочет платить алименты. Поэтому подал иск в ювенальный суд, заявив, что желание ребенка жить с матерью — признак психологической зависимости от нее. И ребенок страдает от конфликта родителей.

И вот чтобы он не страдал, заботливый папа предложил опеке забрать его в приют. Опека тут же установила так называемый социальный патронат над матерью ребенка. И очень быстро пришла к выводу, что конфликтная ситуация угрожает психике ребенка, поэтому его нужно срочно изолировать. При этом забрать сына к себе отец не хочет. На следующий день после ареста сына отец дал пресс-конференцию, где заявил, что сыну в приюте очень хорошо. Остается добавить, что дело происходит в Италии. За несколько дней ролик просмотрели более миллиона 600 тысяч человек.

А вот еще одна итальянская трагедия. Вот уже восемь месяцев вся Италия следит за судьбой 7-летней девочки, которую также забрали у любящей замечательной мамы. И опять по настоянию отца, который не хотел жениться на матери своего ребенка, но также не хотел и платить алименты на дочку. Но дело в том, что отказаться от алиментов официально в Италии нельзя. Но есть способ лучше — заявить в опеку, что дома девочке на создают "адекватные" условия. Семь лет длилась война отца с собственным ребенком. В конце концов малышку отобрали хитростью: сказали маме привести дочь на опрос и арестовали прямо в здании ювенального суда. На видеокадрах — отчаянные крики девочки, умоляющей мать забрать ее. И ответ плачущей матери — "судья не разрешает мне это".

Читайте также: Закон о соцпатронате - ради шантажа семьи 

Месяц назад в российской Госдуме был принят в первом чтении законопроект о соцпатронате. Документ оказался настолько неоднозначным, что вызвал бурю протестов у родительской общественности. Всех напугало, что согласно законопроекту, "неблагонадежными" родителями могут быть признаны те из них, которые создают своими действиями или бездействием "условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию детей".

Получается, что неуказанные в документе критерии "нормальности" — целиком и полностью прерогатива соцработников. Сторонники нового закона, столь вольно трактующие возможности опеки вмешиваться в дела семьи, в свою очередь пытаются успокоить родителей. "Патронат сам по себе не предполагает отобрания детей из семьи, с точностью до наоборот — его роль как раз и заключается в том, чтобы этому печальному сценарию всячески противостоять", — заявляет замминистра образования Игорь Реморенко. Никто не спорит, в жизни всякое случается. И в тех случаях, когда, по выражению замминистра, "пьяный папа бегает по дому с топором", детей, видимо, действительно лучше забрать.

Но вот в чем главный вопрос: а может ли тот же господин Реморенко гарантировать, что лет через 5-10 закон, дающий столь неограниченные права опеке, не превратится в то, что мы сейчас наблюдаем в той же Финляндии на примере семьи Анастасии Завгородней? Напомним, что у нее забрали четверых детей, включая новорожденного младенца. Эта история без преувеличения потрясла российскую общественность. В первую очередь тем, что можно вот так — без суда и следствия, только на основании слов ребенка (к тому же переданных медсестрой), забрать детей у хороших, любящих родителей.

Наталья Касперская, основатель "Лаборатории Касперского" и мама пятерых детей, в интервью "Правде.Ру" приводит пример со своей трехлетней дочкой: "Она у меня такая сочинительница. Приходит недавно и рассказывает, что какая-то девочка ее так била, так била… А выясняется, что ей просто не дали лопатку в песочнице отнять и она сильно расстроилась из-за этого".

Именно такой подход, когда права ребенка возводятся в абсолютный приоритет, а родители считаются как бы априори виновными, и пугает сегодня большинство нормальных людей. Финские представители социальных служб ведь также на голубом глазу заявляли российским телеканалам, что детей отбирают только в самом крайнем случае. Там тоже почему-то фигурировал пьяный папа с топором — в качестве примера. Возможно, 10-15 лет назад, когда законы о защите детей только принимались в западном обществе, они подразумевали, что затронут в первую очередь по-настоящему проблемные семьи. Но в результате получилось ровно наоборот.

Американская общественная организация "Национальная коалиция за реформу в области защиты детей" много лет борется за то, чтобы система опеки реально помогала бы семьям — например, бороться с бедностью, а не занималась изъятием детей. В статьях на их сайте nccprhome. blogspot.com можно прочитать о том, как "защитники" детей забирают их у обедневших (часто не по своей вине) семей — под предлогом "небрежного отношения". И отдают богатым бездетным семьям. При этом в американских СМИ существует двойной стандарт по освещению ситуации с детьми в приемных и родных семьях. Хотя жестокому обращению чаще подвергаются именно приемные дети, эти случаи гораздо реже попадают на страницы прессы — в отличие от аналогичных случаев в родных семьях. Примерно такую же картину мы наблюдаем сегодня и в некоторых российских СМИ.

Читайте также: У Завгородней хотят отнять детей навсегда

На сайте американской организации также говорится о серьезных научных исследованиях, подтверждающих, что изъятие детей из родных семей в дальнейшем приводит к психическим заболеваниям, преступлениям и бездомности. В норвежских СМИ недавно было опубликовано интервью с подростком, которого забрали у родителей и поместили в приют. По его словам, это был настоящий нарколагерь, где свободно продавались и употреблялись наркотики. А вся функция воспитателей заключалась в том, чтобы убедиться, что вечером дети дома.

31 октября в Берлине и Мюнхене пройдет митинг родителей, у которых опека забрала детей. Им ничего не остается, как протестовать — законные пути вернуть своих детей исчерпаны. Ольга из Канады написала в редакцию о своей ситуации: "Я потратила на адвокатов уже более 20 тысяч долларов, чтобы вернуть ребенка из лап ювенальщиков. Мой знакомый потратил 60 тысяч, но ребенка не вернул. Большинство родителей просто боятся даже связываться. Эта организация хуже СС".

Опека не возвращает их родителям еще и потому, что это масштабный прибыльный бизнес, на котором кормятся и сами соцработники, и адвокаты, и психологи, и приемные семьи, для которых это становится основным заработком. Реальные родители всего лишь доноры в этой системе.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить