Квалификация нынешних воспитателей

Отцы и дети против воспитателей

Как-то так сложилось, что воспитательница в детском саду — это и не призвание, и не профессия, а так… Место для тех, кто не смог найти ничего получше. Контингент подбирается соответственный. А поскольку кандидатам предлагается определенный набор льгот, среди них появляется все больше мигрантов из вполне конкретных бывших советских республик.

Самой сложной задачей кажется решение проблемы с очередями на "сдачу" детей в дошкольные учреждения. Но родители уже пристроенных детсадовцев задаются другими вопросами, не менее важными с точки зрения высшей цели воспитания подрастающего поколения. Каким должен быть воспитатель, чтобы процесс его воздействия на неокрепшие умы и нежные души действительно мог по праву именоваться воспитанием? И сколько в отечественных детсадах таких вот соответствующих профессиональным критериям сотрудников? В блогах регулярно вспыхивают споры о том, почему на Западе воспитанием малышей занимаются молодые энергичные люди, пришедшие в профессию по призванию, а не от безысходности.

С одной стороны, у россиян явно формируется стереотипное представление о типичном американском или европейском детском садике, где родителей и их чад встречают весьма юные и столь же симпатичные дамы, одетые прилично и в то же время ярко. И дети проводят время в креативных играх, развивающих их как самостоятельных личностей и позволяющих реализовать все скрытые таланты. С другой стороны, даже если такой попахивающий Голливудом горшково-погремушечный рай действительно существует, то набрать в нем "семечек" и прорастить их на российской почве вряд ли получится. Да и надо ли, чтобы работающие с детьми люди обязательно были молодыми и полными кинетической энергии?

Читайте также: Очередь в детсад длиннее квартирной

Многие интернет-пользователи, комментируя собирательный образ идеального воспитателя, с теплотой вспоминают "фрекен Бок" из собственного детства — пожилых и довольно-таки суровых "неудачливых, некрасивых и злых" советских женщин, которые кнутом и черствым пряником стимулировали детей готовиться к школе. Им возражают: считать, читать и писать научат в первом классе, а воспитательница должна помочь ребенку социализироваться, вырасти настоящим человеком. Проблема не то чтобы стара как мир, но и не вчера родилась. В детских садах действует та же система, что и в других учреждениях, призванных заботиться о людях. Кому-то повезло с хирургом, и операция прошла идеально. Кто-то занимался иностранным языком под присмотром учителя, у которого педагогика, что называется, в крови, и после общеобразовательной школы свободно болтает по-английски, тогда как выпускники соседних классов режут чужие уши всяческими "лет ми спик фром май харт".

Так же и с воспитателями в детском саду: одним повезло, другим нет, третьи вообще нарвались на садизм или криминал. Всех под одну гребенку не причешешь, потому что устанавливать жесткие рамки не получится из-за мизерности материального вознаграждения и прочей карьерной несостоятельности. Оставляя в стороне детские "концлагеря" с нянечками-извращенками и вопиющей антисанитарией, мы все равно вынуждены будем признать, что критерии "хорошего" воспитателя весьма размыты — ведь судьями в данном случае являются родители, персонажи заведомо субъективные и предвзятые. Как воспитывать собственного ребенка, каждый из них прекрасно знает сам, но не имеет на это времени.

"Сегодня воспитатель в саду сказала бабушке: "Мальчик у Вас умный, конечно, но вот совсем-совсем не умеет лепить, ни катать, ни мять, только щиплет пластилин. Занимайтесь дома побольше". Хочу в понедельник сказать, чтобы не приставали к нему с этим пластилином, ну не хочет — не надо! Если бы ему в кайф было, давно бы научился. Или что? Заниматься усиленно?", — пишет в ЖЖ мама мальчика трех с небольшим лет от роду. И опять же — два варианта. С одной стороны, мама права: зачем малыша принуждать к тому, что ему явно не по душе? А с другой стороны, лепкой из пластилина детсадовцев ведь не для того занимают, чтобы они потом этому занятию себя посвятили и им же на жизнь зарабатывали. Пластилин используется для развития моторики и позволяет совмещать его с другими воспитательными задачами за счет безусловно присутствующей творческой составляющей.

Читайте также: Дети улиц: куда деваются беспризорники

И, наконец, ребенку рано или поздно придется столкнуться с вещами, которые он вынужден будет делать "через не хочу". По сравнению с ними пластилин покажется детской игрушкой, каковой он, впрочем, и является.

Кстати, другие родительницы в комментариях тоже подмечают оборотную сторону медали: "Шутки шутками, но мелкая моторика должна быть на определенном уровне. У знакомой тоже в саду так к дочке приставали, потом пошли к неврологу (с другим вопросом), потом сделали МРТ — и выяснилось, что есть проблемы в шейном отделе позвоночника, причем проблемы серьезные. Девочка в остальном развитая, умница-красавица. Это я не пугаю, если в остальном с мелкой моторикой все ОК — типа конструктор мелкий собирать, пуговицы застегивать и пр — и правда фиг с ним, с пластилином. Если все мелкие движения не развиты — обратите внимание все-таки. Программа тоже не просто так придумана".

Но многие, конечно, подтверждают, что "лепление пластилина в дальнейшей жизни никак не пригодилось".Это, наверное, национальная особенность — знать что-то лучше, чем человек, который занимается этим профессионально. Отсюда самолечение, популярные нынче утешения схлопотавшему двойку ребенку вроде "твой учитель сам дурак", неистребимая любовь к "даче" советов и такая же острая нелюбовь к их получению. Конечно, для каждого родителя его ребенок — особенный. А для хорошего воспитателя, как бы он ни одевался и какое бы число ни стояло у него в паспорте в графе "Возраст", все дети особенные — но не совсем так, как хотелось бы их мамам и папам.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Елена Никольская
Елена Никольская
Обсудить