Пророческий дух булгаковского романа "Мастер и Маргарита"

Зашифрованный роман - послание Булгакова

Николя Бонналь рассуждает о пророческом духе романа "Мастер и Маргарита". Там зашифрованы как события прошлого, так и будущего. А сколько в книге магического. Но и здесь Булгаков не ошибся: наша цивилизация помешана на магии. И доказательства этому — помешанность на косметологии, кулинарии, которые в древние времена считались магическими ритуалами.

Ну, а колдовству, как известно, стоит только начаться, а там ужего ничем не остановишь.

Михаил Булгаков

В своих замечательных мемуарах Мэриан Фейтфул писала о песенном творчестве своего бойфренда Мика Джаггера, и она настаивала на том, что его знаменитая песня "Sympathy for the devil" посвящалась булгаковскому роману "Мастер и Маргарита". Можно с уверенностью утверждать, что этот шедевр стал неким итогом писательского труда Булгакова, стал одной из важнейших книг всех времен, необходимой для понимания феномена современной магии (возможно, вместе с "Волшебником из страны Оз" и "Портретом Дориана Грея").

Лично я полагаю, что таинственный русско-украинский писатель очень тщательно продумал и практически разложил по полочкам все, что касалось дьявольской западной культуры прошлого века; и чтобы понять любую диковинную, на наш взгляд, песню, фильм или парфюмерное изделие, нужно всего лишь соотнести их со сказанным в "Мастере и Маргарите". Вам станет понятной любая ситуация, любая ссылка или намек — стоит вам только открыть эту легендарную вещую книгу.

Читайте также: Андре Юнебель: герои, злодеи и душа народа

Писать в коммунистической стране означало для автора пользоваться лучшими средствами, чтобы понять современную капиталистическую цивилизацию. Все это подтверждает странную роль, которую сыграли три русских гения в ушедшем веке: Ленин, Булгаков и, конечно, Александр Кожев, комментатор гегелевских трудов, предвидевший и блистательно развивший теорию "Конца Истории".

Обратимся к пассажу, в котором описано превращение Маргариты при помощи волшебного крема:

На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы… И она, как была нагая, из спальни, то и дело взлетая на воздух, перебежала в кабинет мужа и, осветив его, кинулась к письменному столу… мускулы рук и ног окрепли, а затем тело Маргариты потеряло вес… кожа светится… вслед ей полетел совершенно обезумевший вальс.

Косметика, молодость, сексуальная привлекательность, атлетическое телосложение, звуки вальса — все как в фильме " С широко закрытыми глазами". В булгаковском шедевре вы найдете абсолютно все: шоу, мага, иллюзию, разобщение, иностранца с его акцентом, человеческое жертвоприношение (Берлиоз, конечно), волшебство крема и полета. Азазелло предлагает Маргарите крем, он одержим ее наготой. Образ Азазелло взят из легенд о падшем ангеле (теперь многие смешивают эту идею с представлением об иллюминатах) Азазеле, который обучил людей военному делу, косметологии (священной, по утверждению Овидия, науке) — все согласно книге Еноха.

В "Мастере и Маргарите" вы также можете найти мерзкого критика по имени Ариман (так звали бога зла в древней Персии), немецкого философа (Воланд), до безумия заносчивых животных (кот Бегемот, бесноватые обезьяны, как в "Волшебнике из страны Оз", стаи ворон, как у Хичкока), символические фигуры (треугольники) и цифры (12, 30, 31, 50…).

Этот литературный шедевр играет и с одержимостью частной собственностью и недвижимостью (помещениями, квартирами), как это мы видим позднее в фильмах "Ребенок Розмари" и "Убийца Джона Леннона". Конечно же, найдется и психбольница, только без Джека Николсона! Тут вам и легендарная французская Ривьера, и литера "М", желтые буквы — и без всякого Бэтмена! Говоря о Бэтмене, вы найдете в романе и денежный душ, вызванный магом и реализованный в… долларах! Люди сходят с ума — как в фильмах Тима Бартона — и начинают буйно хватать купюры. Не обойдите вниманием ожерелья, бабочки, зеркала и темные очки — все, что стоит на вооружении у методики по контролю над умами! И духи, даже самые ужасные (тут вспоминаются Мерилин Монро и режиссер Майкл Поуэлл):'Guerlain, Chanel, Mitsouko, Narcisse Noir, Chanel номер пять, вечерние платья, коктейльные платья…

Воспользовавшись подаренным кремом, Маргарита становится невидимой и взлетает на метле! На техническом языке это называется астральным полетом, или астропроекцией, и чтобы достичь такого уровня, ведьмы должны были использовать известное растение — Atropa Belladona. Так мы подходим к нашей теме — вездесущей леди Гага.

And in some perfumes is there more delight,

Than in the breath that from my mistress reeks

Читайте также: Почему Голливуд страдает русофобией

 

 

Очевидно,нам нужно читать и перечитывать книгу Булгакова, чтобы понять намерения иллюминатов в области средств массовой информации, контроля над сознанием людей и колдовства. Ведь магия, колдовство на сегодняшний день распространяют свое влияние и на человеческий ум, и на медиа, и на косметическую промышленность, что заняла в современном мире одно из важнейших мест с тех пор, как завладела людскими умами, помогая нам оставаться привлекательными, молодыми… бессмертными. Даже кухня сегодня превращается в одержимость, как-то было во времена римской античности или Нострадамуса — поэтому очевидно, что знаменитая кухня шеф-поваров в наши дни — это алхимическая кухня, по уши затянутая в колдовство и оккультизм, идущая об руку с богатством, средствами массовой информации и популярностью. (Растаяли повара и развалился театр с занавесом… — писал там же Булгаков.) Почти все французские шефы — масоны, и они во что бы то ни стало стараются сберечь свои рецепты и секреты…

Round about the cauldron go;

In the poison'd entrails throw.

(Вкруг да котелка пойдем,

Кишки к яду подольем)

Шекспир прав, относя котлы к разряду орудий черной магии; сегодняшние котлы — это стадионы, в которых мы варим и выпариваем человеческие умы.

Однако вернемся к ней (или к нему?) — к той, что представляет наиболее любопытную культурную икону наших дней. Наша склонная к подражанию и довольно спорная звезда леди Гага предлагает свой новый продукт — духи "Fame" ("Знаменитость"). Для рекламы она использует передовые и слепые масс-медиа, делая при этом вид, что в композиции ее продукта, в этой магической микстуре или зелье использованы запретные ингредиенты. Говорят, что там есть кровь, иные утверждают, что использовано мужское семя, но, говоря серьезно, известно, что в духах присутствует сильнодействующая Atropa Belladona с примесью какой-то орхидеи и иных сильных запахов, способных свести с ума "маленьких монстров", которые окружают и осаждают диву. В ее видеоклипе (она недавно побывала в Барселоне, одевшись в доспехи паука!) она предстает обнаженной, одетой лишь в своих мини-орков, ползающих вокруг ее прекрасного тела — тела "матери монстров". Все это напоминает Маргариту и кое-что из Гулливера и лилипутов (тут стоит уточнить, что Свифт был и франкоязычен, и провокационен в своих идеях — поэтому французское прочтение слова "лилипуты" дает Лили-путану).

Читайте также: Западная культура как оружие уничтожения

Без сомнений, известность и популярность всегда высоко ценились — наравне со здоровьем, молодостью и привлекательностью. По этому поводу Вергилий, великий римский поэт, считавшийся в Средние века магом-волшебником и пророком, писал, что слава, или популярность, — это быстрейшее из зол (malum qua non aliud uelocius ullum). Быстрота является одним из свойств божества, а также характеризует наш милый современный мир.

Совсем недавно Рианну чуть не линчевали ее собственные фаны на Северном вокзале в Париже, потому что им удалось перехватить ее сообщение по Твиттеру. Технологии — новый опиум для народа — превращаются в предсказанный Вергилием символ. Наш ум попадает в капкан любых посланий — "и каждая идет на смену предыдущей в свой черед", писал Шекспир о волнах. И у нас не хватает ни времени, ни ума на то, чтобы дать этому миру такой отпор, который он заслуживает…

Но, спросите вы, чего же можно найти сходного между Булгаковым (или его персонажами) и леди Гага? Они никогда не проигрывают, они всегда счастливы, они не имеют страха перед любым видом наказания — как в банальном американском кино! Колдовство, чары — часть стиля жизни, как и в жизни Леди, как в нашем капиталистическом обществе, покорившемся объединенным силам денег, власти, иллюзии и обмана. Человек со вкусом и состоянием, как говорил Мик Джаггер в словах вышеупомянутой песни, это также и человек с хорошим чувством юмора, человек, не принимающий самого себя всерьез. Он стреляет в царя и его министров, в Кеннеди, острит понемножку, а затем идет дурачится в другое место, как Сатана в книге Иова (И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее).

И в этом оппоненты леди Гага выглядят смешно. Лучше бы они оставили ее хвалится тем, что она забирает с собою в ад своих поклонников, и прочитали бы ту, иную часть "Мастера и Маргариты", которая рассказывает о Страстях. А для духов оставим слово за Шекспиром:

Тут запах крови остается.

И никакой восточный аромат не усладитвот этой маленькой руки…

Леди Макбет

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Николя Бонналь
Николя Бонналь — французский писатель и публицист, внештатный корреспондент Правды.Ру *