Минобороны поднимет две затопленные подводные лодки

Две атомные подлодки поднимут со дна моря

Минобороны России собирается поднять и отправить на утилизацию две атомные подводные лодки Северного флота. Как пишет "Независимая газета", эти и другие меры по очистке северных морей от загрязнения предусмотрены проектом Стратегии развития арктической зоны.

Первая подлодка К-27 лежит на дне Карского моря на глубине 75 метров с 1980 года. Вторая — К-159 затонула в Баренцевом море в 2003 году, когда ее буксировали на утилизацию. Если при подъеме первой субмарины никаких сложностей не ожидается, то точной глубины залегания второй никто не знает — фигурировали цифры и в 170 метра, и 250 метра.

Собственных сил и технических средств на столь масштабные операции у ВМФ нет, отмечают "Известия". Для подъема кораблей с таких глубин требуется специальные водолазные суда, буксиры, понтоны, баржи с грузоподъемной системой. Опыт работы с "Курском" 11 лет назад показал, что самостоятельно обеспечить техническую сторону Россия не способна, и в тот раз основные работы провела голландская фирма Mammoet.

"Необходимых судов у нас нет до сих пор. Сразу после "Курска" флот закупил в Великобритании пять беспилотных глубоководных аппаратов Venom, а сейчас им на смену идут три новейших исландских Gavia. Они могут выполнить какую-то работу своим комплектом гидравлических инструментов типа дрелей, перфораторов, различных пил. Но это поисково-спасательный аппарат, не для подъема", — сообщил источник в Минобороны.

Минобороны собирается назначить международный тендер среди специализирующихся фирм из США, Голландии, Франции, Южной Кореи для выполнения необходимых работ. Представитель Mammout Александр Ханычев уже заявил, что для них не составит большого труда выполнить подъем обеих субмарин. "Мы постоянно работаем на глубинах около 200 метров, собираем заказы со всего света. Стоимость предстоящей операции зависит от многих факторов, в том числе погодных и гидрографических, поэтому говорить об этом рано", — отметил он.

Читайте также: Военная полиция появится в России до конца года

Однако представители ОПК считают, что соответствующими требованиям отвечает и ряд отечественных фирм, а также Объединенная судостроительная корпорация, пишет газета "Взгляд". "Однако никто не скажет стоимость и сроки работ, пока нет параметров заказа. Поднимать лодку целиком — это одно, распилить на глубине и поднять по частям — это другое", — пояснил представитель оборонки.

Кроме затопленных субмарин особое внимание будет уделено ликвидации опасных отходов, оставшихся после выведенных воинских частей на Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах, острове Белый и других.

Обсудить