Пенсионерам приказано равняться на Швецию

Россиянам предлагают шведский вариант пенсионной системы. Правда, только по одному из параметров — возрасту выхода на пенсию. В Швеции сегодня он в среднем составляет 64 года. При этом не берется во внимание такой факт: продолжительность жизни в скандинавском королевстве одна из самых высоких в мире, а такого не скажешь о Российской Федерации.

В России готовится масштабная пенсионная реформа — к 1 октября правительство должно представить президенту ее окончательный вариант. Правда, единства в этом вопросе пока даже не предвидится. И основной водораздел проходит по двум важным моментам: нужно ли повышать финансовую нагрузку на бизнес, заставив его платить за досрочников, и какой все-таки возраст считать оптимальным для выхода на пенсию.

Дискуссия идет уже три месяца и вот теперь в нее включился и Комитет гражданских инициатив под руководством Алексея Кудрина. "Пенсионная система — это не вопрос одних лишь пенсий. Это здоровье экономики и финансовой системы страны, поэтому не стоит сужать решение проблемы до одного ведомства", — объяснил свою инициативу Алексей Кудрин на круглом столе, посвященном пенсионной реформе.

Концепция "от Кудрина" была подготовлена в Центре стратегических разработок. Поэтому президент Центра Михаил Дмитриев начал свое выступление с критики Стратегии развития пенсионной системы РФ, разработанной правительством. "Предложения правительства игнорируют многие важные вопросы: гибкий возраст выхода на пенсию, стимулы для тех, кто позже выходит", — пояснил Михаил Дмитриев.

В качестве примера он привел опыт Швеции, где с 1995 года действует новая пенсионная система. "Там разработан механизм дорабатывания до более высокой пенсии, которая выплачивается с возраста 65 лет. В результате очень многие граждане работают минимум до 64, хотя официально пенсионный возраст начинается с 61 года", — похвалил шведов Дмитриев. Правда, при этом он не учел, что в этой стране продолжительность жизни одна из самых высоких — в Стокгольме, например, женщины в среднем доживают до 85 лет, мужчины — до 83.

Об этом ему не преминул напомнить начальник департамента Пенсионного фонда РФ Аркадий Соловьев: "Хотя сегодня продолжительность жизни в России растет, ей еще очень далеко до уровня Швеции. К тому же продолжительность дожития на пенсии у нас растет в два раза медленнее". То есть шансы дотянуть до тех же 65 лет у среднего россиянина сегодня есть, но вот пожить на пенсии подольше — практически никаких.

А представитель Федерации независимых профсоюзов выразился еще жестче. По его мнению, тот факт, что сегодня детская смертность в стране падает, а продолжительность жизни людей в возрасте растет очень медленно, выгоден пенсионной системе: "Каждый младенец — это будущий работник, а высокая смертность накануне выхода на пенсию или сразу после него — снижение нагрузки на пенсионный фонд".

К тому же есть еще один существенный момент: как именно россияне смогут дорабатывать до более высокой пенсии, если даже доживут до нее. "По прогнозам Минэкономики до 2030 года, количество рабочих мест будет сокращаться", — напомнил Аркадий Соловьев. Смогут ли пожилые люди конкурировать за свободные вакансии с более молодыми — вопрос риторический.

Правительство в свою очередь не рискнуло как-то трогать пенсионный возраст, сделав акцент на досрочниках и самозанятых. По словам представителя Пенсионного фонда, в России сегодня 30 процентов тех, кто выходит на пенсию досрочно. Предложение правительства — заставить бизнес платить в два раза больше в бюджет за тех, кто работает на вредном производстве, раз уж они не хотят его реконструировать. Михаил Дмитриев полагает, что прежде чем "доить" работодателей, необходимо разработать прозрачный механизм аттестации рабочих мест, который не менялся с середины прошлого века. Может, на самом деле вредных производств у нас не так уж и много, просто об этом никто не знает?

Также в Центре стратегических разработок раскритиковали другую инициативу правительства: увеличить тарифы отчислений в Пенсионный фонд для самозанятого населения. Предполагается, что к 2015 году они должны быть повышены в три раза. По мнению Татьяны Омельченко из ЦСР, это не даст никакого ощутимого эффекта, поскольку в этом случае часть мелких предпринимателей попросту уйдет в тень.

Интересный факт, прозвучавший во время дискуссии. Оказывается, средний уровень пенсий в России практически приблизился к показателям развитых стран — 37 процентов. В той же Швеции пенсия составляет 40 процентов от заработной платы. А в Чечне этот показатель и вовсе запредельный — 74 процента. Но радоваться тут особо нечему: просто во многих российских регионах зарплаты настолько маленькие, что почти равняются пенсиям. Достичь уровня Швеции по этому параметру, по мнению Аркадия Соловьева, реально только в том случае, если стаж работника будет составлять минимум 30 лет, а его зарплата при этом будет выше средней по стране. Сегодня таким параметрам соответствует незначительная часть населения.

Читайте также: Двадцать лет после первого призыва

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру