Россия требует извинений за избиение нашего студента в Канаде

Россияне — "террористы" второго сорта?

МИД России потребовал от властей Канады провести расследование и наказать виновных в избиении российского гражданина, студента языковой школы ESL в городе Калгари Дениса Телякова. 24-летний россиянин успел проучиться здесь всего полтора месяца, как его обвинили в том, что он угрожал своему сокурснику, и поместили под арест. Студента готовы были выпустить под залог в размере 500 долларов, но почему-то он провел под арестом два дня вместо законного одного. Промедление оказалось роковым. Родственникам задержанного сообщили, что Дениса зверски избили двое сокамерников.

Теляков получил тяжелые множественные очаговые поражения мозга и впал в кому. Он начал приходить в сознание лишь спустя месяц. Местное русскоязычное издание Voice of Alberta сообщило, что все обвинения в отношении Дениса Телякова сняты, однако изолятор, в котором его едва не убили, в любой момент может отказаться оплачивать лечение россиянина. По словам сестры потерпевшего Елены Романовой, близкие родственники собирались подать встречный иск к властям с требованием компенсации за причиненный вред, но у ее и ее пожилой матери нет денег на адвоката. По горькой иронии, школу в канадском Калгари семья предпочла подобным американским именно из соображений безопасности, сказала Романова в интервью Voice of Alberta. Обвинения в избиении гражданина России пока никому не предъявлены.

Читайте также: Иран ответил Западу культурно

"В МИД России возмущены ситуацией, сложившейся вокруг российского гражданина Дениса Телякова, который был необоснованно задержан полицией города Калгари и помещен в следственный изолятор, где подвергся жестокому избиению сокамерниками. Несмотря на то что этот инцидент произошел еще 20 августа, а наш соотечественник, получивший тяжелые телесные повреждения, был госпитализирован в состоянии комы, канадские власти не проинформировали надлежащим образом российские консульские учреждения", — рассказала замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова.

Это далеко не первый случай наплевательски-хамского отношения к гражданам России. В 2010 году Градислава Петухова приехала в Швецию, чтобы навестить свою дочь Ирину Огрен, которая уже несколько лет является гражданкой Швеции. С пожилой женщиной случился инсульт, который привел к параличу ног — теперь она может передвигаться только в инвалидном кресле. Семья подала прошение с просьбой оставить старушку в Швеции, поскольку в Мурманске у нее не осталось ни родственников, ни друзей. Но власти Швеции запретили 76-летней парализованной россиянке Петуховой проживать со своей дочерью и могут принудительно выслать ее в Россию.

Свое решение миграционная служба Швеции, которое поддержал суд, мотивировало тем, что состояние здоровья пенсионерки не настолько плохое, ей также не требуется необходимое лечение в Швеции, так что никаких препятствий для ее возвращения на Родину нет. Тем более, что в России у Петуховой имеется свое жилье, и она "не показала, что она не может получить адекватный уход в России, частным образом или финансируемый государством". Такое решение полностью перечеркивает просьбу дочери позаботиться о матери-инвалиде. Семья подала иск в Верховный суд Швеции, однако, по словам дочери, "надежды на него совсем нет". "Нам не надо от шведских властей никакой материальной помощи или льгот. Депортировать маму в Россию и оставить без ухода, как желает миграционная служба Швеции, — это обрекать ее на медленную смерть", — приводит слова Ирины портал "Дни.ру".

Такое случается с россиянами не только в странах с высоким уровнем жизни. В Швеции настолько озабочены "наплывом" наших соотечественников, что готовы выслать даже старушку-инвалида. Но вот весной 2009 года за свой счет выслали российских студентов из Египта. Среди ночи полицейские ворвались в съемные квартиры студентов и стали задерживать их без объяснения причин. Правда, из арестованных двухсот человек, только 37 были россиянами. Никаких официальных заявлений власти не сделали.

Местные СМИ связали действия египетских властей с визитом в Каир Барака Обамы. Вот, оказывается, в чем дело! Не в американском президенте, конечно, а в том, что россиян за границей считают людьми второго сорта, с которыми можно обращаться как заблагорассудится. Виноваты ли в этом российские дипломаты, которым нужно активнее заступаться за своих соотечественников? Возможно. Но вот уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов, выступая в новостях на одном из телеканалов, вновь говорил о том, что американские власти не спешат делиться информацией о насилии, творимом над усыновленными российскими детьми.

Невольно приходишь к мысли — неуважение к русским рядовым гражданам сказывается и на официальных представителях нашей страны. Когда русских туристов высылают из-за границы за развязное поведение, о чем любит писать тамошняя пресса, это отношение к отдельным хулиганам переносится на весь народ. Сверху донизу. Не зря же такое предвзятое отношение к нам умело использовал оппонент Дениса Телякова. Когда возник конфликт, канадец пригрозил: "Я напишу, что ты русский террорист и у тебя есть пистолет". Инсинуация сработала с точностью часового механизма. Потом, разобравшись, обвинение с Телякова сняли, но почему поначалу так быстро ему поверили?

Вина лежит на общественном мнении Запада, которое с легкостью соглашается с формулой "русский — это террорист". Заметим: как только не называют чеченских террористов — "повстанцы", "инсургенты", "борцы за независимость" — и ни слова "террорист"! Зато в адрес российского президента звучали и сравнения со Сталиным, и обвинения в государственном терроризме.

Читайте также: Белоруссия: выборы для себя, а не для Запада

В интервью немецкой газете Handelsblatt Владимир Путин еще в 2009 году сказал: "В Европе пытаются состряпать образ российского медведя, который всех хочет проглотить". Любопытны рассуждения, содержащиеся в изданной у нас книге "Русский медведь. История, семиотика и политика", где один из авторов-составителей, Анджей де Лазари, пишет:

"В современной культуре Запада о правовом государстве можно говорить лишь в том случае, если юридические законы находятся в согласии с правами человека и не зависят от морали и взглядов какой-либо личности, группы, партии, коллектива и т. п. В России, с "западной" точки зрения, этот идеал пока не осуществился. Здесь по-прежнему нет укоренившейся убежденности в необходимости существования и соблюдения права. Для многих россиян право в принципе является абстракцией, лишенной существенного значения. В поисках аргументов для возвышения русской культуры над культурой Запада русофильская мысль противопоставляет "русское внутреннее право" (моральное) "внешнему формальному" праву Запада. Отрицание идеи права тесно связано с "коллективистским" мышлением".

Вот так мыслящим людям на Западе представляется наша страна, где еще пока нет "диктатуры закона", о которой также говорил наш президент.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *