Норвежский адвокат осудила институт соцпатроната

Европа сыта по горло ювенальной юстицией

25 сентября в Госдуме прошло первое чтение законопроекта о соцпатронате. Депутаты уверяют, что бояться нечего и семья от закона только выиграет. Тем временем, родители собрали более 130 тысяч подписей против принятия одиозного документа. И даже в западных странах, где эта система действует уже давно, признают, что она оборачивается не помощью, а разрушением семьи.

"Беспокойство противников ювенальной юстиции беспочвенно", — заявила в ходе обсуждения законопроекта первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина. "Ко второму чтению все нечеткие формулировки, которые сегодня так беспокоят общество, будут устранены", — цитирует депутата REGNUM.

Читайте также: Россия продолжает "дарить" детей

Под "нечеткими формулировками" имеется в виду основное положение документа, согласно которому, соцпатронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам их обследования условий жизни, воспитания и развития ребенка установлено, что родители создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию.

Что такое "нормальное воспитание" и какие именно условия для него необходимы, в документе никак не проясняется. Также нет четкого определения, что такое семья, находящаяся в "социально опасном положении". По мнению генерального директора аналитического центра "Семейная Политика. рф" Павла Парфентьева, это создает широчайшие условия для коррупции. Ведь в этом случае именно от решения одного-единственного работника опеки будет зависеть вердикт в отношении семьи.

Заметим, что во время общественных слушаний по законопроекту на сохранении таких формулировок настаивало именно министерство образования. "Представитель министерства заявила, что если убрать расплывчатые формулировки, то большинство семей не получат доступ к социальной помощи. Но совершенно непонятно, почему для того, чтобы помочь семье, ее сначала надо официально признать находящейся в социально опасном положении. Мы считаем, что необходимо отделить одно от другого. Иначе вместо конкретной помощи получается надзор и контроль за семьей со стороны государства", — считает Павел Парфентьев.

Но убрать только эти формулировки недостаточно, необходимо более четко прописать ответственность самих работников опеки за вмешательство в дела семьи. "Сегодня сторонники соцпатроната уверяют, что он будет действовать только при добровольном согласии на это семьи. Но эта добровольность весьма условная. Поскольку, если родители против патроната, то опека по закону может подать на них иск в суд. При этом никакой ответственности самих социальных работников за неправомерные действия в отношении семьи в документе не предусмотрено", — предупреждает Павел Парфентьев.

Он много лет изучает международную практику стран, где действует соцпатронат. По его словам, проблема "добровольного" согласия решается там элементарно: "Если родители отказываются подписывать документ о вмешательстве опеки, то им попросту угрожают тем, что заберут детей, а в дальнейшем сократят свидания с ними", — говорит Павел Парфентьев.

В большинстве случаев именно таким исходом вся "помощь" и заканчивается. В частности, в Швеции более 40 процентов семей, обратившихся в опеку, лишаются детей. В Норвегии этот процент еще выше: в некоторых районах страны он приближается к 100 процентам.

На днях норвежское издание Byavisa.no опубликовала статью, где анализируется деятельность социальной службы по защите детей в норвежском городе Трондхейм. Местный политик Свен Отто Нильсен заявляет, что эта служба имеет гораздо большую силу, чем многие думают. По его словам, за долгую работу в городском совете Трондхейма он услышал много страшных историй, которые "могут вызвать слезы".

По его данным, в 96 процентах случаев, когда семья "добровольно" обращалась за помощью в опеку, результатом стало изъятие детей. В свою очередь адвокат Венил Тиис, 20 лет занимающаяся семейными делами, заявляет, что может привести не более трех случаев, когда такая мера действительно была необходима. В остальных же не было никаких разумных оснований для разлуки детей с родителями.

Свою работу адвокат сравнивает со службой охранника в концлагере, который пытается облегчить жизнь заключенным, передавая им еду, но в любом случае он — часть системы. "Как юрист службы защиты детей, я часто размышляю о той роли, которую я выполняю. И получается, что я помогаю узаконить жестокое обращение с детьми и семьями. Это заставляет чувствовать себя физически плохо", — признается адвокат.

Весьма откровенное признание, подтверждающее, что в самом норвежском обществе, считающемся форпостом западной демократии, зреет протест против чрезмерного вмешательства опеки в дела семьи.

Адвокат уверена, что со временем все нарушения прав детей со стороны государственной службы выйдут на поверхность и жертвы получат материальные компенсации. Пока же прогрессивные политики настаивают на введении должности омбундсмена по правам детей, который будет защищать их от опеки.

Сегодня в Норвегии, как и во многих западных странах, служба защиты детей имеет поистине неограниченную власть, дающую ей право забирать детей из семьи без решения суда. В той же Норвегии в 2010 году было изъято 17,5 тысячи детей. Но сегодня, по данным правозащитников, это число еще выше — каждый день забираются из родных семей 77 детей. Разумеется, чиновники из опеки уверяют, что руководствуются исключительно интересами ребенка. Что происходит дальше с этим ребенком в приемных семьях или приютах, уже никого не волнует.

Читайте также: Норвегия: власти будут выбирать детям семьи?

В минувшую субботу в Москве прошла акция против введения в России ювенальной юстиции. На митинг пришло порядка 3 тысяч человек. Многие из них везли перед собой детские коляски с папками, в которых было собрано 134 тысячи подписей родителей под письмом, призывающим президента РФ остановить принятие опасных законопроектов.

28 сентября аналогичная акция против разрушения семей руками социального патроната пройдет во многих западных странах. Дата выбрана неслучайно — именно в этот день состоится заседание комитета ООН по правам детей, который и является главным инициатором большинства подобных законов.

То, что в России процесс внедрения антисемейного законодательства начался значительно позже, чем на Западе, дает нам редкий шанс поучиться на чужих ошибках, прежде чем наделать собственных.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить