Око за око?

Убийства исламским лидеров в Дагестане и Татарстане, "панк-молебен" в Храме Христа Спасителя, участившиеся случаи осквернения христианских святынь просто по определению не могли не вызвать ответной  реакции. Как и ожидалось, депутаты всех четырех фракций потребовали дать жесткий отпор деструктивным силам, пропагандирующим антирелигиозный экстремизм.

В минувшую среду парламентарии проявили редкое единство. Сразу четыре думских фракции внесли на рассмотрение Госдумы проект заявления "О защите религиозных чувств граждан Российской Федерации", в котором, с одной стороны, осуждаются участившиеся случаи осквернения религиозных святынь, а с другой — ставится вопрос о необходимости усиления ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан.

Парламентарии в своем заявлении отмечают, что в последнее время участились случаи оскорбления религиозных чувств граждан. "Убийства духовных лидеров, насилие в отношении верующих, спиливание крестов, разрушение храмов, кощунственные хулиганские акции, вандализм на кладбищах, нанесение оскорбительных надписей — все эти действия направлены на разрушение многовековых духовно-нравственных основ России, дискредитацию традиционных ценностей и, по сути, служат возбуждению гражданской розни и подрыву суверенитета страны", — говорится в проекте заявления.

В нем также говорится, что Госдума "решительно осуждает такие преступные действия и считает необходимым дать жесткий отпор деструктивным силам, восхваляющим антирелигиозный экстремизм, вандализм и хулиганство, разжигающим в обществе ненависть к Русской православной церкви и другим религиозным организациям".

В своем постановлении, адресованном президенту РФ, депутаты отмечают необходимость усиления ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан, в том числе за осквернение почитаемых верующими святынь, а также подчеркивают важность неотвратимости наказания за подобные действия.

Как заявил в интервью "Правде.Ру" первый заместитель главы комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям Сергей Попов, в проекте заявления речь идет не только о необходимости ужесточения наказания за оскорбление религиозных чувств, но и о формировании общественного мнения. "О том, что мы не должны строить конструкцию ситуации, когда можно оскорблять чувства верующих, когда мы индифференты к этому вопросу, когда мы пассивны", — говорит депутат.

"И в то же время мы говорим о том, что сегодня настало время, когда требуется повышение ответственности за оскорбление чувств верующих, — поясняет смысл думского постановления Сергей Попов. — Что мимо таких случаев нельзя проходить. И что жизнь сегодня показывает, что раз воспитательный момент у нас недостаточно работает, то, наверное, имеет смысл рассмотреть вопрос о том, чтобы вернуть (уголовную) статью ответственности за оскорбление чувств верующих". "Здесь и призыв к общественному мнению, и постановка вопроса о возможности повышения ответственности. И ни в коем случае нельзя делать акцент только на втором", — заключил парламентарий.

К слову, принятое в среду постановление — это, по сути дела, первый шаг на пути к законопроекту о введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Этот закон, предусматривающий наказания в зависимости от степени тяжести — как в виде штрафов, исправительных и принудительных работ, так и в виде тюремного заключения, сейчас активно прорабатывается в недрах профильного думского комитета. И судя по всему, эта инициатива не заставит себя долго ждать. По этому вопросу подавляющее большинство депутатов сходятся во мнении — наказывать надо. Да, и ситуация, когда проезд на красный свет по сути приравнивается к оскорблению чувств миллионов и обходится наложением административного наказания в виде штрафа в 1 тыс рублей — это, согласитесь, тоже неправильно.

"Оскорбления чувств верующих с точки зрения закона ничем не должны отличаться от оскорбления чувств людей, которые едут в трамвае, — комментирует в интервью "Правде.Ру" принятое постановление член Общественной палаты Максим Шевченко. — Человек, который в трамвае начитает ругаться матом или блевать на пол, его выводят и дают срок за хулиганство. Точно также оскорбляет чувства людей, верующих и неверующих, человек, который ведет себя в храме, как вели себя эти девицы (из Pussy Riot)".

Вместе с тем, телеведущий уверен, что современный УК полностью квалифицирует все деяния людей. "Я не считаю, что надо специально выделять верующих, как какую-то отдельную категорию граждан и защищать только их права, отделяя их от остальных граждан, — считает Шевченко. — Это палка о двух концах: сейчас верующих выделяют под предлогом их защиты, а потом им нашьют на одежду какие-то специальные знаки и будут идентифицировать. Я не считаю, что верующие какие-то иные существа по отношению к другим гражданам".

"Мы все обладаем равными правами и равенство прав должно быть гарантировано и соблюдено. Однако проблема в том, что права верующих, почему-то, соблюдаются в меньшей степени, чем права всех остальных", — резюмировал телеведущий.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить