Украина предлагает РФ взаимно отменить утилизационный сбор

Сборы на утиль - подножка Украине

Первый вице-премьер Украины Валерий Хорошковский предлагает российским коллегам взаимную отмену утилизационного сбора на импорт авто. В сентябре Украина ввела утилизационный сбор на российскую автотехнику в ответ на введение РФ сборов на утилизацию импортных автомобилей. Для РФ эта мера — что слону дробина, а украинским заводам не позавидуешь.

С 1 сентября Россия установила размер сбора, сопоставимый с отмененными в связи со вступлением в ВТО барьерными пошлинами: в среднем в 850 долларов США с каждого автомобиля. На Украине за поставляемые из России автомобили, согласно введенному с 12 сентября сбору, придется выплатить 920 долларов.

Как отмечают эксперты, украинские автопроизводители могут потерять до 40 процентов объемов сбыта своей продукции. В результате установленных на Украине пошлин Россия может лишиться порядка 1 процента экспорта своего автопрома. Потеря не очень чувствительная, тем более, что и компенсировать ее можно за счет перехвата украинской доли на российском рынке.

Читайте также: Ведомства ополчились на утилизационный сбор

При этом в общем объеме ВВП Украины доля машиностроения составляет порядка 12 процентов, а в России — около 3 процентов. В структуре экспорта украинских товаров в Россию на продукцию машиностроительного комплекса приходится 36 процентов.

Свыше 26 процентов от производимой в Украине продукции машиностроения экспортируется в Россию. Традиционно спросом за рубежом пользуется продукция энергетического машиностроения (турбины, компрессоры, генераторы, трансформаторы с большой долей российского рынка), а также авиадвигатели, космическая и военная техника, вагоны и кабельная продукция. С транспортом, особенно автомобилями и сельхозмашинами, дело обстоит хуже, поэтому для украинских предприятий потеря российского рынка может обернуться серьезнейшими проблемами.

В частности, в РФ уходит свыше половины продукции всех украинских автозаводов. Если Украине не удастся удержать этот стратегически важный рынок, ей, по мнению тех же экспертов, придется искать новые возможности в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

Конкретно под действие данного сбора попадет продукция Запорожского автомобильного завода, такие модели как ЗАЗ Chance-Lanos, ЗАЗ Vida и Chery Bonus, которые поставляются в Россию. Они не пользуются большим спросом, так как аналогов этих авто в России хватает. Пассажирские автобусы в Россию поставляет и корпорация "Богдан", известная на российском рынке своими моделями 2110, 2111, 2310 и автобусами А20. Также подпадают под сборы автобусы "Эталон", "Атаман", ЛАЗ Львовского автобусного завода.

Будут облагаться пошлиной и знаменитые грузовики КрАЗ. Причем на КраЗе, выпускающем действительно уникальные грузовые автомобили, по многим параметрам превосходящие продукцию стремящегося занять монопольное положение в Таможенном союзе КамАЗа, уверены в том, что в своей "грузовой" части закон принят в интересах челнинского производителя.

КрАЗы считаются одними из лучших специализированных грузовиков для таких крупных отраслей российской промышленности как нефтегазовая, лесная, горнорудная. Теперь же цены на модели Кременчугского завода в РФ поднимутся примерно на 20 процентов. На КрАЗе, вероятно, обдумывают возможности открытия своего производства в России, однако есть обоснованные сомнения в том, что имеющий солидное правительственное лобби КамАЗ позволит конкурентам развернуться на его поле…

Скоро ситуация может стать еще горше. Президент РФ Владимир Путин считает целесообразным введение утилизационного сбора на ввоз иностранной сельхозтехники. На российском рынке у украинцев есть фирменные позиции и в этом сегменте.

"Я думаю, что это целесообразно, и главное, не противоречит правилам ВТО", — сказал глава государства на встрече с губернатором Ростовской области, комментируя соответствующие предложения одного из участников встречи.

"Министерство экономического развития и министерство промышленности поработают на эту тему и в самое ближайшее время представят предложение", — добавил Путин, сообщив, что это случится через одну-две недели.

Ведомства в необходимости таких мер сомневаются. Мэкономразвития сослалось на информацию Минпромторга о том, что это неприемлемо в силу специфики парка сельхозтехники, его учета на территории России, а также технических проблем утилизации. По мнению МЭРТ, помогать отечественному сельхозмашиностроению необходимо путем льготной ее реализации сельхозпроизводителям.

Читайте также: Peugeot и АвтоВАЗ - друзья по несчастью

При этом украинские машиностроители предлагали вводить не "зеркальные" меры в отношении российской автотехники, а аналогичные. То есть оградить пошлинами от любого импорта собственно украинский рынок и создать механизмы поддержки сбыта отечественных производителей. С первым правительство Януковича не спешит, а вот о планах развивать лизинг агротехники заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк.

Как сообщил первый вице-премьер Украины Хорошковский, Москва и Киев пока еще находятся в процессе переговоров относительно утилизационных пошлин. "Чтобы между нашими странами утилизационного сбора вообще не существовало — это для наших стран самый лучший вариант, и мы будем пытаться его представлять нашим партнерам", — отметил высокопоставленный чиновник украинского правительства.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить