Толпа в Гватемале линчевала убийцу двоих детей

Может ли суд Линча быть справедливым

Для нас суд Линча кажется пережитком прошлого, для гватемальцев же это в порядке вещей. В отдаленных районах Гватемалы, куда органы госвласти "не дотягиваются", местные жители часто берут отправление правосудия в свои руки. На днях к смертной казни был приговорен 35-летний Хулио Сакуил — он зарезал мачете двух школьников. За это его сожгли заживо.

Инцидент произошел в минувшую среду в 50 километрах от столицы страны, Гватемалы. Сакуил вошел в один из классов местной школы, обезглавил 13-летнего мальчика и перерезал горло восьмилетней девочке. Разъяренные жители деревни, недолго думая, схватили убийцу, связали его, облили бензином и подожгли.

По информации местной службы безопасности, у покойника были проблемы с наркотиками, и он не раз проявлял насилие по отношению к окружающим. Каковы были мотивы его нападения на детей, полиция еще не установила.

Читайте также: Педофил, которого прощали жертвы и суд

Статистика самостийных смертных приговоров в Гватемале впечатляет: только в прошлому году за различные преступления — а то и просто по подозрению в совершении оных — были убиты и искалечены 180 гватемальцев. К примеру, в июле 2011 года в маленьком городке Сан-Педро Карча были убиты сразу шестеро человек — пять мужчин и женщина. Пресс-секретарь местной пожарной охраны, не назвавший свое имя из-за боязни последствий, рассказал, что покойных заподозрили в ограблении магазина и убийстве его владельца. Разговор был недолгим: всю шестерку привезли на кукурузное поле, завязали им глаза и расстреляли.

Эксперты говорят, что практика линчевания отражает неадекватность и неэффективность государственных институтов правосудия с одной стороны, а с другой — является наследием гражданской войны, спонсируемым государством геноцидом. Наиболее частыми объектами народного гнева становятся мелкие преступники, но линчеватели могут запросто убить и представителя власти — например, судью, вынесшего, по их мнению, несправедливый приговор. В ряде случаев суды Линча устраиваются представителями враждующих банд наркоторговцев, устраняющих таким образом конкурентов.

Гватемала в этом плане не уникальна: подобная практика по сей день процветает в Мексике, Боливии, Эквадоре, Гаити и Бразилии. Однако именно в Гватемале линчевание приобрело особую популярность. С 1996 по 2000 годы в стране было зафиксировано более 300 случаев самосуда. По прошествии десяти лет ситуация вроде бы улучшилась: так, в 2008 году было зафиксировано лишь восемь смертей. Можно было бы надеяться, что практика линчевания отправится на свалку истории, если бы не шокирующие 250 жертв судов Линча в 2009-м.

Чем объясняется устойчивая популярность такого вида правосудия? Во-первых, затрудненным доступом к официальной системе правосудия. В стране с высоким уровнем преступности, где большинство правонарушителей никогда не знали наручников, население попросту не доверяет властям. Отсутствие судебной системы в сельских районах Гватемалы автоматически исключает эти общины из правового поля, и ситуация не меняется вот уже более ста лет.

Вторая причина — бурная история Гватемалы. Линчевание вошло в моду после объявленного государством геноцида коренных народов, в результате которого погибли порядка 200 тысяч человек. Жестокая военная кампания, настраивавшая соседа против соседа и сеявшая страх среди населения, привела к тому, что гватемальцы не доверят друг другу и склонны к насилию, следствием чего и стали суды Линча.

Читайте также: Ванета Хойт — мать, несущая смерть

Исследователь Карлос Мендоса считает, что риск линчевания на разных территориях Гватемалы определяется соотношением доли коренного населения и судов. То есть чем больше в муниципалитете проживает коренного населения, тем больше шансов, что расправляться с преступниками будут линчеванием, а чем больше судов — тем шансов на это меньше.

Кровавое прошлое страны регулярно напоминает о себе, стоит лишь пробежаться глазами по заголовкам местных газет. С 1992 года было произведено более тысячи эксгумаций и перезахоронений жертв судов Линча. До сих пор, спустя 25 лет после кампаний по зачистке и 15 лет — с момента отмены гражданских патрулей, Гватемала не может прийти в себя.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить