12 сентября на Камчатке разбился самолет Ан-28

Эксперт: не верю в ошибку пилота Ан-28

Никаких новых версий причин сегодняшней катастрофы самолета Ан-28 на Камчатке, кроме тех трех, которые можно безошибочно высказать с самого начала, следствие пока не предложило. Оно рассматривает техническую неисправность, погодные условия и действия экипажа. Катастрофа унесла жизни десятерых людей, четверо в тяжелом и крайне тяжелом состоянии.

Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе Следственного комитета России, Ан-28 12 сентября выполнял рейс по обычному, не самому сложному рейсу "Петропавловск-Камчатский-Палана". На борту находились 14 человек — два пилота и 12 пассажиров, в том числе двое детей. Через час после взлета с самолетом была потеряна связь, на его поиски тут же был направлен вертолет Ми-8. Разбившийся самолет был обнаружен на склоне сопки Пятибратка на высоте 900 метров примерно в десяти километрах от Паланы.

Читайте также: Разбившийся ИЛ-103 чуть не упал на дачи

По некоторым данным, самолет рухнул в 10 километрах от аэродрома из-за перегрузки, вызванной ошибочными действиями экипажа. Хотя и эти данные нуждаются в проверке. Руководители следственной группы и специально созданного комитета с участием экспертов по вопросам гражданской авиации считают случившееся не просто авиационным происшествием, а авиационной катастрофой. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего, в том числе, изымаются образцы авиационного топлива, записей переговоров диспетчерских служб с экипажем Ан-28. По предварительным данным, АН-28 перед самым аэродромом Паланы стал терять высоту, попытался взлететь снова, но времени и сил у него на повторный взлет не хватило. Впрочем, это точка зрения лишь одного из членов комиссии по расследованию летного происшествия, с которым удалось пообщаться местным журналистам. Пока она не окончательна.

А вот как прокомментировал ситуацию "Правде.Ру" заслуженный гражданский летчик России, ветеран полярной авиации СССР Серафим Маркович Горностаев:

- В былые годы мне приходилось летать по маршруту "Петропавловск-Камчатский-Палана" десятки раз, и именно на надежнейшем самолете Ан-28 и некоторых его модификациях. Конечно, официальная комиссия сделает соответственные выводы, но фактор технический неисправности самолета я лично исключил бы. В данной ситуации погодные условия могут быть самой вероятной причиной крушения. Я знаю сопки вокруг Паланы, там порой возникают весьма неожиданные резкие вихри, причем такое может произойти прямо перед посадкой, когда пилоты уже настроились на курс взлетной полосы. Помню, в 1989 году в том же рейсе чуть не попал в очень неприятную ситуацию…

Ан-28, легкий двухмоторный турбовинтовой транспортно-пассажирский самолет, сам по себе очень надежен. Разработан он был на базе Ан-14, совершил первый полет в 1969, всего в СССР построен 191 экземпляр АН-28.

По последним данным (включая сегодняшние, на 12 сентября 2012 года) из этого числа было потеряно лишь 25 самолетов этого типа. И тут есть нюанс! Ан-28 экспортируется много лет во множество стран мира, и из 25 потерянных машин только четыре (ставлю восклицательный знак!) принадлежали СССР или России. Они пострадали, а не разбились (акцентирую!), при совершении грубой или жесткой посадки. Но — посадки!

А ведь катастрофа и жесткая посадка — это вещи разные. Больше всего "потерь" Ан-28 - у наших Юго-Восточных партнеров и у африканцев, у которых нет российских экипажей. Кстати, пилоты погибшего АН-28 были опытными профессионалы, командира я знал лично. Не верю в его ошибку.

Следователи же не спешат с официальными заявлениями. По факту крушения самолета и гибели людей возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Региональное управление МЧС разместило на своем сайте списки выживших и погибших. Сочувствуя родственникам пострадавших и хорошо понимая их горе, мы публикуем эти списки.

Итак, к счастью, выжили:

Владимир Шебалков, около 40 лет, многочисленные переломы; Ирина Гацуцева, около 30 лет, переломы; неустановленное лицо, около 16 лет, черепно-мозговая травма (ЧМТ), ушибы; Георгий Гацуцев, 10-13 лет, ЧМТ, кома, состояние тяжелое.

Увы, погибли:

Вячеслав Шпак — командир судна; Владимир Данченко — помощник командира; Павел Лисицкий; Валерий Сотников; Ирина Зверева; Светлана Зверева; Вадим Тречень; Лариса Левковская; Вера Сычевская; Мария Иващенко.

Чтобы эвакуировать пострадавших, рядом с местом крушения спасателям пришлось вырубать лес, расчищая посадочную площадку для вертолета МЧС.

Читайте также: Скорбная хроника трагедий на взлете

"Принято решение пока не транспортировать пострадавших, находящихся в тяжелом состоянии, к удаленному на сотни метров участку, где может приземлиться вертолет. Заросли кедрового стланика вырубаются в 50 метрах от Ан-28. Пострадавшим на месте оказана первая помощь. Планируется, что камчатских врачей по прямой видеосвязи проконсультируют их московские коллеги относительно помощи тяжелораненым", — сообщает пресс-служба правительства Камчатского края.

К настоящему моменту спасательная операция на месте падения самолета завершена. Далее на месте крушения самолета продолжат работать следственные органы. "Тела погибших уже доставлены в морг поселка Палана", — сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе Дальневосточного регионального центра МЧС. Правительство Камчатского края приняло решение объявить четверг, 13 сентября, днем траура по погибшим при крушении Ан-28.

Скорбим вместе с вами…

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Темы мчс
Обсудить