Развитие логистики в России

Россия может зарабатывать на дорогах

Каждый процент евроазиатского транзита, проходящий через Россию, приносил бы отечественной экономике 1 миллиард долларов. Но Россия перевозит пока менее процента от совокупного грузооборота между Европой и Азией, который оценивается в 1 триллион долларов. Такие цифры были представлены на заседании Делового консультативного совета АТЭС Россия.

Наиболее перспективными проектами специалисты считают развитие транзита в Европу: в направлениях Западный Китай — Казахстан — Россия, по Транссибирской магистрали, через Северный морской путь. Развитие этих направлений требует инвестиций в наземные перевозки в западном Китае, развитие транзита через Транссибирскую магистраль, а также через Северный морской путь. Основное преимущество всех этих путей — более короткое транспортное плечо, которое позволяет доставлять грузы быстрее. При этом Севморпуть, по которому путь из Йокогамы в Роттердам становится на треть короче, в отличие от традиционного - через Суэцкий канал, — становится все более проходимым для судов.

В нынешнем году по данным NASA, ледяной покров в Северном Ледовитом океане занимает самую маленькую площадь за все 30 лет, что ведутся наблюдения. Проходившие по основной трассе моряки отмечают практически полное отсутствие льда.

Вопросы активного использования Транссиба уже давно обсуждаются на самых разных уровнях. Загрузка этой двухпутной электрифицированной линии протяженностью около 10 тысяч километров позволяет перевозить до 100 миллионов тонн в год, в том числе доставлять 200-300 тысяч TEU из стран Азиатско-тихоокеанского региона в Европу и Центральную Азию. При этом основная проблема связана со срывами сроков поставки, долгим таможенным оформлением, низкой средней скоростью движения поездов по Транссибу. Повышать привлекательность магистрали планируется не только за счет решения этих проблем, но и путем удлинения русской колеи в Центральную Европу. Соответствующие изыскания ведутся представителями России, Австрии, Словакии и Украины.

Стоит отметить, что перевалка в восточных российских портах растет. В том числе и за счет транзита контейнеров. Владивосток нарастил перевалку за семь месяцев на 19 процентов (до 390 тыс. TEU), а порт "Восточный" — 18 процентов (до 225 тыс. TEU). Причем последний наращивает преимущественно транзит и экспорт. По данным Морского бюллетеня Совфрахта, оборот контейнеров у тихоокеанских стивидоров за 7 месяцев вырос на 17,3 процентов до 737,6 тыс. TEU. При этом экспорт вырос на 10,5 процентов до 216 тыс. TEU, импорт — на 13 процентов до 225,65 тыс. TEU. Транзит вырос почти в 4 раза, каботаж — до 222,5 тыс. TEU или на 14 процентов.

В то жевремя сокращение товарооборота между Китаем и прочими регионами мира приводит к обострению противостояния между уже сформировавшимися в конкурентной борьбе альянсами грузоперевозчиков. Порядка трехсот единиц контейнеровозов уже выведены из оборота. Чрезмерный избыток тоннажа заставляет перевозчиков замедлять доставку грузов, и сейчас скорость движения судов составляет в среднем 14 узлов. Открывается отличное окно возможностей по переориентации грузовых потоков по русским территориям.

Однако у Транссиба и сейчас имеются так называемые узкие места. Более того, существует и технический предел, который после введения в строй ряда сырьевых проектов на прилегающих к трассе территориях наступит довольно быстро. Уже сейчас на перевозки грузов с участием Транссибирской магистрали приходится почти половина (порядка 45 процентов) от всех внутригосударственных железнодорожных перевозок. Отсюда разговоры о необходимости не только расширять БАМ, но и строить БАМ-2.

Расширить Транссиб можно попытаться и в буквальном смысле слова. Один из фантастичных и интригующих вариантов — постепенный перевод магистрали на сверхширокую колею. Она у нас полноценно используется лишь в одном месте — судоподъемнике Красноярской ГЭС, где ширина колеи составляет 9 метров. Проект сверхширокой колеи в исполнении специалистов Германии предполагал ширину в 3 метра, что позволило бы резко увеличить скорости и грузоподъемность составов. Немецкий проект, похоже, опережал время. Да и ситуация сложилась не в пользу рейха. Внутри Европы громадные скорости и грузоподъемность были просто не нужны. А вот громадные восточные территории, для которых планировалась сверхширокая колея, Гитлеру не достались. Опережала время и сталинская идея создать Трансполярную магистраль. Практически построенная и брошенная в 1953 году она могла бы принести немало пользы стране.

В то же время существуют идеи строительства новой магистрали через весь российский север с выходами на Владивосток и Чукотку. В этих широтах сверхширокая колея могла оказаться одним из элементов комплексных решений по обеспечению устойчивости грунта в условиях подтаивающей вечной мерзлоты. Пока же РФ требуется сосредоточить внимание на развитии нормальной логистики на уже имеющихся путях. Похоже, всерьез рассматриваются планы строительства железнодорожного перехода с континента на Сахалин. Стоит совместно с китайцами развивать и КВЖД, находящуюся сейчас на китайской территории. Ведь это тоже часть Транссиба.

Читайте также:

Купил автомобиль - плати за утиль

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

 

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить