Низкооктановый бензин подорожал на 21 процент с начала года

Россия докатилась до топливного дефицита

Цены на бензин в России вновь начали расти. Аналитики объясняют это сезонным ростом спроса и увеличением акцизов, которое отрасль начала отыгрывать только сейчас. А Федеральная антимонопольная служба, в свою очередь, реагирует уже не на повышение цен, а на комментарий аналитика отраслевого объединения, это повышение обещающего и объясняющего.

С начала года стоимость автомобильного топлива в среднем выросла на 14,4 процента. Причем наиболее заметно дорожал низкооктановый A-76 — на 21 процент. Высокооктановое топливо повысилось в цене на 11-12 процентов. Если в европейской части России цены только-только пробили психологически важную отметку в 30 рублей за литр, то на востоке страны эта высота уже давно взята. В Якутске и Петропавловске-Камчатском топливо продают по цене более 33 рублей, в Анадыре — более 40 рублей за литр.

Читайте также: Нефтяники, подайте копеечку на дороги!

Кроме того, на цены горючего продолжает оказывать влияние и рост акцизов. В этом году они были повышены, однако в предвыборный период нефтяникам было рекомендовано сдерживать розничные цены для создания эффекта стабильности. Когда ситуация устаканилась, повышенные акцизы могут почувствовать и конечные потребители.

Напомним, что 1 июля также повысили цены естественные монополии, что дало возможность нефтяникам, кивая на рост тарифов, поднять в свою очередь свои отпускные цены. Далее следует уже привычная цепная реакция в стране с ее огромными расстояниями. Первый пинок инфляции исполнили естественные монополии, свое добавили нефтяники, а вслед за ними, ссылаясь на растущие издержки, поднимать цены бросятся все.

Все это прозрачно изложено в сухих росстатовских цифрах. Если до роста тарифов инфляция в стране за первые пять месяцев года составляла 3,2 процента, то уже после июльского повышения она подскочила до 4,2 процента. Что будет после массового удорожания топлива на АЗС, мы увидим чуть позже.

"Мы все хорошо замечаем рост цен, но не замечаем их падение", — полагает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России, генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. Как считает специалист, россияне еще увидят падение цен на бензин: завершению модернизации российских НПЗ приведет к резкому увеличению предложения на рынке и, как следствие, удешевлению топлива.

"После завершения принятой программы реконструкции нефтеперерабатывающих заводов Россия будет производить не 36 миллионов тонн бензинов в год, а 70 миллионов тонн. После завершения текущего этапа модернизации нефтеперерабатывающих заводов предложение на рынке бензина в России превысит спрос примерно на 50 процентов, и создадутся условия для снижения розничных цен", — полагает Танкаев.

Такая поразительная для наших широт тенденция выглядит скорее как благое пожелание.

"Стоимость бензина зависит от акцизов, устанавливаемых на топливо государством, и рыночной конъюнктуры. Потому сама по себе модернизация российских НПЗ на стоимость бензина не повлияет", — считает аналитик независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Юлия Войтович. Она подчеркивает, что российские нефтяные компании стараются максимально растянуть сроки перехода на производство топлива более высокого качества.

Не предвидит топливного изобилия в России и консалтинговая фирма Facts Global Energy Inc., которая предсказывает рост объемов экспорта бензина и дизтоплива из России в Европу на 50 процентов уже со следующего года. Именно с ориентацией на захват европейского рынка и проводится модернизация российских НПЗ, полагают аналитики. Прибыль европейских переработчиков в связи с этим упадет. В ЕС уже закрылись шесть НПЗ, а спрос на бензин снижается.

Читайте также: Нефтяное пятно на Трудовом кодексе

Между тем, антимонопольная служба (ФАС) вынесла предупреждение исполнительному директору Российского топливного союза Григорию Сергиенко за комментарии СМИ о ценах на бензин. О чем и сообщила на своем сайте. На минувшей неделе Сергиенко заявил, что спрос на бензин растет во второй половине августа, это толкает цены вверх и их сезонный рост оценивается в 15 процентов по сравнению с остальными месяцами года.

ФАС полагает, что такие высказывания могут спровоцировать ажиотажный спрос на топливо и привести к необоснованному росту цен. В ФАС пообещали, что обещания Сергиенко могут трактоваться как координация ценовой политики членов союза, за что полагается штрафы юридическим и должностным лицам.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить