Сто лет назад из Лувра пропала "Джоконда"

Кража "Джоконды" как месть Наполеону

Ровно сто лет назад произошло самое громкое преступление XX века из связанных с произведениями искусства. Из Лувра украли портрет Моны Лизы, или Джоконды, кисти великого Леонардо да Винчи. Среди подозреваемых были такие известные люди, как художник Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер. Нашли картину через два года, когда вор попытался ее продать.

Картина, работа над которой была закончена 500 лет назад, в 1516 году была продана Леонардо королю Франции Франциску I за 4 тысячи золотых экю — громадную по тем временам сумму. Сколько можно было выручить за нее в 1911 году, трудно даже представить. А после кражи популярность полотна до того возросла, что стоимость его вообще перестала вписываться в человеческие представления…

Читайте также: Охотники за драгоценностями атакуют

За год до кражи директор Лувра Теофиль Омоль (вскоре после кражи ушедший в отставку) заявлял, что покушение на "Мону Лизу" так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. Что называется, накаркал…

Отсутствие картины заметили утром 21 августа 1911 года, но никто не придал этому значения, так как в музее производилась фотосъемка всех экспонатов, и их то и дело перемещали с места на место. Тревогу забили лишь на следующий день. Закрыв Лувр для посетителей и обыскав все помещения, полиция обнаружила на одной из лестниц лишь пустую раму.

Шестьдесят лучших сыщиков парижской полиции не нашли ничего, кроме отпечатка пальца человека, не значащегося ни в каких картотеках. В начале сентября появились подозреваемые: поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо. Они слишком интересовались ходом следствия и предлагали свою помощь. Подозрительно! Один то ли итальянец, то ли русский, второй — испанец, в общем, оба замечательно подходили на роль злодеев-чужестранцев. Их даже чуть не задержали.

Картина была найдена в 1913 году, когда ее похититель, итальянец Винченцо Перруджио, попытался продать ее торговцу антиквариатом из Флоренции (а тот проинформировал об этом полицию). Его, конечно, арестовали. Перруджио утверждал, что хотел вернуть полотно великого соотечественника Италии — в виде компенсации за мародерство Наполеона, ведь Мону Лизу "увел" из Италии именно французский полководец.

Похитителя картины из Лувра вполне можно было бы назвать патриотом Италии, если бы он не просил за свои "услуги" 500 тысяч лир, или 100 тысяч долларов — по тем временам сумма даже не колоссальная, а астрономическая.

Преступление работавший в Лувре маляром Перруджио совершил, воспользовавшись случаем: увидев, что в зале, где висит картина, никого нет, он снял ее, затем избавился от рамы и вынес полотно из музея, спрятав под заляпанным краской халатом. Наказание за это преступление было "суровым" — один год и две недели тюрьмы, потом его сократили до семи месяцев…

Пожалуй, стоит сравнить самое громкое связанное с изящными материями преступление минувшего века с самым резонансным преступлением века нынешнего. Конечно, наш век только начинается, может, он принесет преступления и покруче, но на нынешний момент самым громким является ограбление Национального музея современного искусства в Париже. В конце мая 2010 года оттуда были похищены пять картин знаменитых мастеров ХХ века стоимостью в 500 миллионов евро!

Среды похищенных шедевров были "Голубь с зеленым горошком" Пабло Пикассо, "Пастораль" Анри Матисса, "Женщина с веером" Амедео Модильяни, "Натюрморт с подсвечниками" Фернана Леже, "Оливы близ Эстака" Жоржа Брака.

Общая стоимость полотен оказалась больше общей стоимости всего похищенного в результате десяти самых громких преступлений в сфере искусств, что делает это ограбление крупнейшей кражей предметов искусства в истории.

До этого самой крупной считалась кража из частного музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Тогда преступниками были похищены картины Вермеера, Рембрандта, Мане и других художников. Нанесенный ущерб оценили в 300 миллионов долларов. Уже третье десятилетие Интерпол безрезультатно ищет преступников.

Пропажу в Национальном музее современного искусства в Париже обнаружили около семи утра, когда на работу пришла администрация. Грабители взломали замок железной ограды и вырезали стекло в окне. Причины, по которым не сработала сигнализация, неизвестны. Расследование возбужденного уголовного дела до сих пор ведет бригада Интерпола по борьбе с организованной преступностью.

Вообще кражи картин — старинный промысел. Одно из самых известных преступлений этого рода датируется 1473 годом. Работу Ханса Мемлинга "Страшный суд", заказанную для украшения домовой церкви рода Медичи во Флоренции, переправляли на корабле. По пути судно было захвачено пиратами.

Читайте также: Грабителя века подвела ностальгия

С современной точки зрения дальнейшая судьба картины выглядит удивительной: один из похитителей презентовал ее Гданьскому кафедральному собору, где она и находится по сей день."Шторм на море Галилейском" Рембрандта, "Едоки картофеля" Ван Гога, "Мадонна с веретеном" Леонардо да Винчи — все эти картины объединяет одно. Они были украдены и пока, увы, не найдены.

Кстати, по статистике, полиция обнаруживает лишь одну из десяти похищенных картин. Но и немногочисленные находки часто — не заслуга полицейских, а счастливая случайность. Именно случайность помогла вернуть Джоконду человечеству через два года после кражи…

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить