Визит партиарха Кирилла - веха в отношениях двух стран

Россия и Польша: смоленский тупик пройден

Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл посетил Польшу в стремлении добиться национального и религиозного примирения русских и поляков. В двух странах визит назвали историческим: он знаменует победу здравомыслящих сил в Польше и объединение церквей, активно противостоящих гомосексуализму, вседозволенности и другим "либеральным ценностям".

Надо сказать, что подобное приглашение ранее получал и патриарх Алексий II, но отклонил его из-за разногласий с Ватиканом по проблеме греко-католиков и прозелитизма. Патриарх Кирилл эти проблемы оставил в стороне, и это говорит о том, что среди целей преобладали политические, а не религиозные. "Я надеюсь, что мой визит внесет свой скромный вклад в улучшение отношений между Польшей и теми странам, где в данный момент служит Русская православная церковь", — сказал патриарх после приземления в Польше.

Читайте также: Смоленская трагедия: пике и пикирование

Ключевым моментом стало подписание в пятницу на церемонии в Варшаве между ним и президентом Польской Епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом первого в истории совместного документа с посланием к польскому и русскому народам о примирении.

Надо сказать, что тон польских СМИ, которые накануне не стеснялись осуждать Русскую Православную церковь за ее роль в процессе над Pussy Riot, вдруг резко изменился: негативных оценок визита практически нет. Они выражены в скептицизме — наборе обычных стереотипов о давнем конфликте между православием и католичеством, осложненным исторической национальной враждой. Эти СМИ правого толка озабочены "предательством" архиепископа Михалика, остальные соглашаются, что визит патриарха — это историческое событие, которое знаменует начало национального примирения между поляками и русскими.

Даже совершенно не замеченный в симпатиях к России вице-премьер польского правительства, консервативный политик Роман Гертых, заявил журналу Wprost, что совместное обращение является самым "беспрецедентным событием за последние 1000 лет". "Православная церковь не собирает такие толпы, как католическая церковь в Польше, но ее отношения с правительством — это результат воздействия на всю русскую элиту", — сказал Гертых. Визит патриарха, по его мнению, означает, что "одна из самых важных фигур в России, глава Православной церкви, признает Польшу как страну за пределами империи".

Над совместным посланием работали в течение трех лет. Это был трудный путь. Православная Россия всегда смотрела на Польшу как на отступника среди славянских народов, как правило, православных. Поляки же считали себя форпостом Запада против восточного варварства России. Католицизм виделся частью польской национальной идентичности и основной его сопротивления двум историческим врагам — протестантской Пруссии и православной России. Визит патриарха проходил на фоне двух юбилеев в России: 400-летия со дня освобождения Москвы от польских захватчиков и 200-летия со дня победы России над Наполеоном, на чьей стороне воевала Польша.

Однако не эти исторические события и даже не расстрел польских офицеров в Катыни, а недавняя катастрофа в Смоленске была поднята на щит, чтобы усмотреть в визите патриарха стремление России возродить свои имперские позиции. Причем в виде тайного сговора "главных врагов" Польши — Меркель и Путина, противостоящих воплощению "здравомыслящей идеи" Юзефа Пилсудского о создании Федерации балтийских государств в составе Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Украины, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии и Финляндии. "В смоленской катастрофе погиб президент Польши Лех Качиньский, а вместе с ним умерла благородная идея создания союза государств, способных противостоять российско-немецкой гегемонии в Европе", — пишет газета Wzgorza-Smaga-Wiat.

Этот "смоленский миф", по мнению Гертыха, Католическая церковь в Польше поддерживала, но, наконец, вышла из-под влияния партии "Право и Справедливость" братьев Качиньских и заявила, что "Кирилл нам важнее". "Это будет иметь огромные последствия", — считает Гертых. Действительно, они уже есть. Архиепископ Михалик заметил, что Русская Православная церковь, несмотря на угрозы в свой адрес за участие в деле Pussy Riot, "любит и мужественно охраняет русский народ от одностороннего либерального прогресса", подчеркивая важность религиозного сознания в современном обществе.

Президент Бронислав Коморовский, который обрел в лице Михалика неожиданную поддержку, заявил, что участие Католической церкви в Польше и Православной церкви России в процессе польско-русского примирения может стать для многих людей источником размышлений и изменит их отношение к проблеме. Этот политик занимает реалистические позиции по многим ключевым моментам, в том числе отрицает "убийство" Леха Качинского в авиакатастрофе под Смоленском и признает ошибку, которую совершило прежнее правительство, согласившись разместить у себя американскую ПРО.

Читайте также: Российская ПВО продвигается на Запад

Самосознание русских и поляков обусловливает совершенно разную историческую перспективу, мы народы разных времен и разных пространств. Сможем ли мы победить предрассудки "какого-то небольшого народа у наших западных границ" с одной стороны и "москалей", к "русским" отношения не имевшим — с другой? Церковь попробовала начать диалог, и честь ей и хвала за это. Но еще один уровень контактов — это личное межчеловеческое общение. И вот на этом уровне у представителей наших народов подчас складываются прекрасные отношения, в Польше любят Высоцкого и Окуджаву, а в России — Барбару Брыльску.

"Мы призываем наш народ просить прощения за обиды, несправедливости и любой вред, нанесенный друг другу. Каждый поляк в каждом русском и каждый россиянин в каждом поляке должен видеть друга и брата. Прощение не означает забвения, но отказ от мести и ненависти, а также участие в создании гармонии и братства", — призывает совместное обращение двух Церквей. Действительно, надо когда-то начинать. Сейчас самое время.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить