Вооружение богатых

Легализация "короткоствола", что бы ни утверждали ее сторонники, никак не изменит ситуацию "преступник с пистолетом, а я нет". Для того чтобы оружие стало по-настоящему гражданским, большинство граждан должно иметь мотивацию и возможность его купить. А сколько будет стоить в магазине настоящий "ствол"? Представили? Перевесят потенциальные угрозы эту сумму?

В России гражданское оружие самообороны было легализовано в 1993 году. С тех пор число пистолетов на руках населения, о чем постоянно твердит МВД, только растет. По разным данным, в собственности находится от 1,5 до 3 миллионов единиц оружия самообороны, 60 процентов из него — травматическое.

На самом деле это совсем немного. Слова об острой необходимости самозащиты от вооруженных преступников плохо соотносятся с реальными масштабами вооружения народа — даже тем немногим, что разрешено законодательством. В конце концов, при постоянной угрозе жизни и здоровью не до выбора, лучше иметь под рукой пусть нелегальный, но пистолет, чем остаться в критической ситуации полностью безоружным.

Для сравнения, в США у граждан на руках 66 миллионов только пистолетов (речь, конечно, о легальном и летальном оружии). Всего же вооружены 45 процентов американских домохозяйств. На втором месте у них по популярности помповые ружья, что значит — речь идет именно об оружии самообороны, а не, скажем, об охотничьем.

Видимо, в США с вооруженной преступностью дело совсем швах. Половина населения обороняется, половина нападает.

У нас же за без малого 20 лет "газовиками" и "травматами" вооружилось 1-2 процента. Выскажу крамольную мысль, предположение: это и есть реальная "емкость" легального рынка оружия самообороны в стране — хоть травматического, хоть летального.

Мне возразят — дело не в масштабах, а в самом праве граждан иметь оружие. Это, мол, и делает гражданина полноценным гражданином.

Что ж, поговорим о правах. С этой точки зрения меня от Абрамовича вообще ничего не отличает, права у нас по конституции и международным нормам одни и те же. Просто возможности разные. Борцы за права на такие мелочи внимания не обращают, а зря. Мало иметь право на приобретение огнестрельного летального оружия, хорошо бы обеспечить еще и такую возможность.

Давайте отвлечемся на время от вопросов несовершенства российского законодательства о самообороне, нюансов разрешительной политики, возможности или невозможности ношения "огнестрела". Поговорим в другой раз о том, будет ли преступник осторожнее, если потенциальная жертва потенциально вооружена, и происходит ли снижение преступности в странах со свободной продажей оружия. Давайте поговорим о чисто экономической стороне вопроса.

Сегодня в России "травмат" "Оса" стоит порядка 10 тысяч рублей. "Макарыч" — 14-ти. Западные образцы "резинострелов" находятся в ценовой категории "18-20 и выше". На самом деле это одна из причин, почему буксует "вооружение народа". Дорого — на фоне отсутствия выраженных постоянных угроз.

Сколько будет стоить в магазине реальный "огнестрел"? В два раза дороже, в три? Многие ли из россиян будут готовы единоразово выложить за дорогую игрушку тысячу долларов или больше?

О, за Москву я не беспокоюсь, число людей с дорогими IPhone и IPad в метро (при зарплате в 30 тысяч рублей) говит само за себя. Правда, вряд ли система потребительского кредитования будет распространяться на огнестрельное оружие так же, как на модные гаджеты…

А Россия не ограничена МКАДом, в соседних со столицей регионах люди до сих пор получают зарплату в 5-10 тысяч рублей. Для них "огнестрел" — вопрос трех, а то и шести зарплат. Придется откладывать понемногу пару лет как минимум. А здесь уже вплотную встают вопросы мотивации.

Жизнь припрет — не то, что отложишь, залезешь в долги, украдешь, но купишь. Другой вопрос — часто ли и многих ли жизнь так приперает? А без столь веской причины пистолет остается просто взрослой увесистой и опасной игрушкой, обладание которой приятно щекочет нервы. Конечно, можно привести миллион объяснений, чтобы закамуфлировать эту простую истину — в первую очередь для самого себя: "У соседа ротвейлер, вдруг бросится, а я без пистолета!" Но умом-то все равно понимаешь, что это именно так: крутая игрушка, придающий уверенности в себе. А время долгое, деньги большие, им всегда найдется другое применение.

Вот и получается, что ни о каком "вооружении народа" речи не идет. Лозунги "Русский, вооружайся" — слова, слова. Просто позволить себе пистолет может только человек достаточно богатый.

Не может быть в современной России никакого "гражданского" оружия. Это будет оружие для богатых — по преимуществу. Для фанатов, несомненно. Ну и для криминала, недостатка в средствах не испытывающего.

А простой гражданин как был безоружен, так и останется — легализуй "огнестрел" или не легализуй. Не по средствам, да и без нужды, если честно.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить