После рукопожатия генсека ЦК КПСС Юрий Маликов потерял смычок

Художественный руководитель ВИА "Самоцветы" и Заслуженный артист России Юрий Маликов личность яркая и при этом противоречивая.

Мало кто знает, что самый попсовый из исполнителей закончил Московскую консерваторию по классу контрабаса и был учеником Мстислава Растроповича.

Из любой самой, что ни на есть патриотической песни, он может сделать шлягер, да такой, что его спустя многие годы будет распевать вся страна.

Мечта не одного поколения представительниц прекрасного пола прекрасный муж, замечательный отец и чудесный дедушка.

Любимым композитором называет Моцарта, писателем Достоевского, а телеканалом "Культуру".

Начинал свою музыкальную карьеру он достаточно традиционно: самодеятельность в Индустриальном техникуме, Подольская вечерняя музыкальная школа, музыкальное училище им. Ипполитова — Иванова, Московская консерватория и ...мечта о создании своего молодежного музыкального ансамбля.

Осуществиться ей помог счастливый случай. Юрия Маликова, как одного из молодых исполнителей послали на выставку "Экспо" в Японию. Пробыл он там почти восемь месяцев, а, уезжая, на все командировочные купил не тот импортный ширпотреб, что в те времена везли "из-за бугра", а суперсовременные электрогитары и музыкальное оборудование, с которым потом музыканты и объехали всю страну.

С осени 70-го ВИА Юрия Маликова приступил к первым репетициям, а 8 августа 71-го состоялся их дебют в передаче "С Добрым утром". Тогда то Юрий Федорович и предложил радиослушателям придумать название молодому коллективу.

В эфире прозвучала песня "Увезу тебя я в тундру", где были такие слова: "Сколько хочешь САМОЦВЕТОВ мы с тобою соберем!". Строчка песни и определила название ВИА, популярность которого очень скоро побьет все мыслимые и немыслимые рекорды.

Начиная свой разговор с Юрием Маликовым, мне хочется поговорить не столько о прошлом, сколько о настоящем.

-Юрий Федорович, знаю, что современные "Самоцветы" много гастролируют. Чем вы объясните такой интерес к вашему ВИА, да и ретро- группам в целом?

-К концу 90-х очень популярный в 70-х жанр ВИА перестал развиваться и стал постепенно себя изживать. Мы, оценив ситуацию, в 92-м приостановили свою деятельность. Кто-то из музыкантов стал заниматься сольной карьерой, кто-то предпочел преподавательскую деятельность. Но о нас не забыли, и уже в 95-м первый канал ТВ предложил нам отметить 25-летие нашей команды, и сняться в популярной телепередаче "Золотой шлягер". Мы обзвонили всех музыкантов, кто работал в "Самоцветах", пригласили гостей. Эксперимент оказался настолько удачным, что мы решили не расставаться. Вышедшие в то же время на ОРТ "Старые песни о главном" показали, насколько велик у публики интерес к ретро-шлягерам. После "ласковомайщины" и "миражовщины" наша эстрада стала развиваться более разносторонне.

-Может быть, публике просто надоели непрофессионалы на эстраде?

-Дело тут даже не в профессионализме, а в различных вкусах, различных критериях, по которым даже то, что не очень нравится нельзя назвать откровенной халтурой. Вновь появившийся интерес к ВИА связан в первую очередь с тем, что у них были очень хорошие песни. Это и не удивительно, поскольку над созданием их репертуара работал целый отряд профессиональных поэтов и композиторов. Песни проходили отбор на художественном совете. В этом и заключалась некая специфика ВИА, народ шел на песни, на название группы, а не на отдельных солистов. Те, кто хотел делать сольную карьеру, уходили, поскольку в ансамбле исполнители были обезличены.

-Так, значит, от исполнителя мало что зависит?

-Марк Бернес говорил, что без поэта, композитора и исполнителя нет песни. Сейчас еще к ним можно добавить аранжировщика. Имея каркас песни, мы делали аранжировку, и дорабатывали ее на концертах. Теперь музыканты работают по- другому: сначала делают запись, а потом выступают с ней на концертах. Тяга к старым песням объяснима, они прошли своего рода проверку временем, а не навязываются публике ротацией. У "Самоцветов" есть своего рода золотой фонд- 50 песен, которые мы исполняем, хотя записали более трехсот. Серьезную роль в сохранении жанра ВИА сыграла фирма "Мелодия". Сначала песня выходила на гибкой пластинке, потом выпускался миньон, а затем диск -гигант.

-Песня "Самоцветов" звучит в фильме Василия Шукшина "Печки- лавочки". Как состоялось ваше знакомство?

-Мы встретились в Доме кино. Он зашел к нам после концерта, сказал, что ему понравились наши песни, и он хочет снять нас в своем фильме. К сожалению, сами мы в кадр не попали, внешний вид был не тот: длинные волосы, брюки — клеш. А вот песня "Горлица" Олега Иванова и Семена Кирсанова в фильм вошла , она звучит, когда герой едет в поезде.

-В те времена, о которых вы говорите, цензура была очень жесткой. Сейчас ее практически нет. Ненормативная лексика льется со сцены потоком, музыканты не только позволяют себе выходить на сцену в чем угодно, но и практически без ничего. Так ли уж положительно сказывается на творчестве современных музыкантов отсутствие цензуры?

-У любого творческого человека цензура должна быть в первую очередь внутренняя. Те бранные слова, которые многие из нас произносят в обычной жизни, не должны звучать со сцены. Музыкант должен понимать, что сцена сродни трибуне, и произнесенное с нее подхватят сотни и тысячи молодых людей.

-После появления на сцене и по телевизору группы "Тату", журналисты отмечают возросшее количество однополых пар, особенно, это касается девушек — подростков, называющих себя поклонницами группы. Вас это не настораживает?

-Думаю, их влияние сильно преувеличено. Нормальных молодых людей и девушек вряд ли кто-то сможет сексуально переориентировать. То, что изначально естественно и свойственно человеческой природе все равно возьмет верх. Как и раньше будут рождаться дети. А если их будет меньше, виновата в этом никак не группа "Тату". Что касается их творчества, то и клипы и песни сделаны вполне профессионально.

-Юрий Федорович, есть какие-то новые, молодые группы или исполнители, которые заинтересовали вас, как музыканта?

-Сейчас я не так много вижу молодых исполнителей, поскольку не работаю в жюри конкурсов. У меня было ощущение, что вот-вот появится что-то новое, но ничего интересного не появилось, если говорить о жанре ВИА и рок- музыке. Мне лично интересно появление новой формы, пришедшей к нам с запада. Я говорю о мюзикле. Зрители уже устали от сольных программ и особенно юбилейных концертов. Тем более что кто-то из звезд "подрос", кто-то "сильно повзрослел". Хочется увидеть другие лица и увидеть совершенно другое зрелище. Такое, как, например, "Метро".

-А как вам первый отечественный мюзикл "Норд — Ост"?

-Если говорить о музыке, то здесь он, по-моему, уступает западным представителям жанра. Но если вернуться к вопросу об исполнителях, видел по телевизору концерт Витаса. Мне он понравился. Показался интересным клип Алсу, там, где она в роли Лолиты. Рок — группы более текстовой жанр. Приятное впечатление на меня производит Чичерина. Земфира, по видимому, талантливый человек, но, чувствую, это не мое. Хотя, если брать корифеев этого жанра, музыка того же "Аквариума" мне не близка.

-К сожалению, теле версии очень отличаются от выступления артиста в живую...

-Иногда лучше действительно видеть выступление артиста под фонограмму. На меня неприятное впечатление произвел концерт, посвященный 50-летию восхождения на трон королевы Великобритании Елизаветы. Лучше всего выглядел Элтон Джон, выступление которого было отснято заранее. Те, кто пытался петь в живую, были не так хороши. Потому что невозможно сделать так, чтобы тебя хорошо слышали зрители, и при этом получилась качественная телеверсия. Если я хочу увидеть или услышать Брайана Адамса или Мадонну для меня совершенно не принципиально под фонограмму они поют или нет.

-А есть для вас в музыке абсолютные авторитеты?

-Есть три группы, создавшие фантастическое количество шедевров это "Битлз", "АББА" и "Куин". Есть Элтон Джон или любимый мною Том Джонс. То, что они создали в музыке, это не просто песни, это как малый жанр в классике.

-А вам хотелось бы пообщаться лично с Элтоном Джоном?

-Скорее я бы пообщался с Полом Маккартни.

-Что еще любите и слушаете в свободное время?

-Сейчас меня очень радует возросший интерес к джазу. Сам я его большой поклонник. В 1962 году был лауреатом 1-го Международного Джазового фестиваля. Наши выступления проходили в кафе "Молодежном". Радует и то, что жива классика. Я слушаю классическую музыку по ВВС и каналу "Культура". В нашем доме он доминирует. Кино мы с женой смотрим редко, в основном смотрим "Культуру", переключаясь разве что на спорт и новости.

-Ваша супруга тоже любит классическую музыку?

-Да, только симфоническую, а я на втором свидании пригласил ее на концерт органной музыки "24 прелюдия и фуги Баха". Это было для нее непростым испытанием.

-Но, тем не менее, на третье свидание она все-таки пришла?

-Она вообще мужественная женщина. Когда мы познакомились, я был еще студентом консерватории, она приходила ко мне на занятия, и ждала по 5 часов, когда я "перепилю" свой контрабас.

-Можно сказать, что ваши с ней чувства проверены Бахом.

-Ваш сын Дмитрий очень успешно делает карьеру в музыке, а вот дочь Инна, получив музыкальное образование в ГИТИСе, и после удачного дебюта, куда-то пропала.

-У нее есть прекрасный потенциал и огромное желание работать. Но музыкой надо заниматься 24 часа в сутки: постоянно думать о репертуаре, костюмах, спецэффектах. Даже по ночам во сне тебе должны сниться твои будущие видеоклипы. Инна вышла замуж и родила сына. Сейчас моему внуку Дмитрию младшему 3,5 года, а его мама готовится к музыкальному старту. У нее прекрасный настрой. Если сравнивать карьеру музыканта с поездом, она уже не сойдет с него на ближайшей станции, а будет ехать долго, пусть даже не в первом вагоне — оттуда "выдувает", а в третьем или четвертом, занимая свое собственное место.

-Чего же ей для этого не хватает?

-В первую очередь репертуара. Конечно, брат мог бы написать для ее песню, но, к сожалению, хороших поэтов песенников становится все меньше. А чтобы песня стала настоящим хитом, должно быть очень много совпадений, тогда ее старт будет по настоящему удачным.

-Какое из ваших собственных выступлений запомнилось вам больше всего?

-Когда — то, а было это в 1973 году, я был в числе музыкантов, выступавших во время торжественного отправления на БАМ группы строителей. Тогдашний генсек Леонид Ильич Брежнев лично пожал руки музыкантам и спросил у администрации: "А вы их покормили?" Там были и другие руководители государства. Когда мы шли с выступления, увидели, как те играли в домино. В тот вечер я забыл за кулисами смычок от контрабаса, и долгое время не мог получить его назад, пришлось даже писать заявление. В другой раз пришлось выступать для четверых человек. Это был Виктор Черномырдин и Леонид Кучма с женами. Они собрались в президентской резиденции, а в качестве культурной программы к ним привезли ведущего певицу, исполняющую народные песни и нас, ВИА "Самоцветы". Пока мы ждали своей очереди, слышали, как они пели, звучал баян. Потом пели мы...

-Что именно?

-Ну, "Вербу" конечно же, "Мой адрес Советский Союз"...Потом нас еще долго не отпускала охрана, сказали, что "зрители" хотят спеть с нами на посошок. Посошок затянулся на несколько часов, мы пели, песни чередовались с тостами. Потом Леонид Кучма взял гитару и тоже спел для нас. Конечно, такие выступления запоминаются.

После разговора мы попрощались с Юрием Федоровичем, и я получила в подарок диск "Самоцветов", потому что купить его, как не старалась, я не смогла.

Лариса Суетенко
"ПРАВДА.Ру"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить