Годовщина катастрофы "Булгарии"

"Булгарию" обрекли на гибель в прошлом веке

Ровно год назад, 10 июля 2011 года, на Куйбышевском водохранилище в трех километрах от берега затонул теплоход "Булгария", на котором находился 201 человек. Трагедия унесла 122 жизни, в том числе 28 детских. За последнюю четверть века, а то и более, не было, пожалуй, в речном гражданском пассажирском флоте России такой громкой катастрофы.

Напомним, теплоход выполнял круиз по маршруту "Казань-Болгар-Казань". Двухпалубное судно, уже преодолев половину маршрута, 10 июля отошло от пристани в городе Болгар, чтобы направиться к конечной точке двухдневного туристического маршрута. Однако по пути "Булгарию" застала сильная гроза со шквалистым ветром, судно сильно накренилось и стало тонуть.

Уже потом выяснилось, что теплоход был неисправен и вообще не должен был отправляться в речной круиз. Но это было потом. Помню, как сообщали об этом СМИ год назад: строки информагентств были словно заледенелыми: не верилось в случившееся. Как? Такое — и в наше продвинутое время? Однако это было, было…

Читайте также: За гибель "Булгарии" судят невиновных?

Капитан "Булгарии", по сообщениям СМИ, пытался дотянуть судно до мели, но ему не хватило времени. Все произошло настолько молниеносно, что многие пассажиры даже не успели сориентироваться и понять, что произошло. Многих погибших находили в каютах, детей — в игровой комнате теплохода. Те, кто оказались в воде и выжили, ждали помощи достаточно долгое время, пока их не подобрал проплывавший мимо теплоход "Арабелла". Помимо прочих, к ответственности были привлечены два капитана двух других речных судов, которые прошли мимо гибнущей "Булгарии"…

Обвинение по разным статьям были предъявлены гендиректору ООО "АргоРечТур" (компания-субарендатор зеплохода "Булгария") Светлане Инякиной, старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову, начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Иреку Тимергазееву, бывшему главному государственному инспектору этого же отдела Владиславу Семенову, а также старшему помощнику капитана "Булгарии" Рамилю Хаметову. При этом только Хаметов и Семенов признали свою вину… Суды еще не закончились.

Накануне на месте крушения "Булгарии" установили плавучий знак, и проплывающие мимо него суда должны будут давать гудок в память о погибших на трагическом судне. Плавучий опознавательный знак внесут в навигационный журнал Куйбышевского водохранилища, то есть о нем будут знать все речники. Суда должны будут в этом месте давать гудок, напоминая тем самым ныне живущим о трагедии.

В знак памяти и скорби в селе Сюкеево, расположенном недалеко от места катастрофы, откроют мемориальный комплекс, состоящий из часовни, мечети и стены памяти. Со страшной трагедией теплохода "Булгария" может, наверное, сравниться лишь авария лайнера "Александр Суворов", врезавшегося в мост на Волге в 1983 году.

Читайте также: В деле "Булгарии" поставлена точка

"Булгария" затонула 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега.

"Катастрофа "Булгарии" даже через год имеет громадный общественный резонанс, и если виновные в аварии (а ведь не все еще получили свои сроки) понесут сравнительно мягкое уголовное наказание, то страна просто не поймет…- считает член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Васильевич Шмидт. — С какой стороны подойти к этой ситуации, таков и будет конечный итог следствия и, в конечном итоге, судебного разбирательства.

И еще нюанс. В некоторых изданиях журналисты обрушиваются на капитанов двух непассажирских судов, якобы не оказавших помощи гибнущему судну. Им выдвинули обвинение по статье 125 УК РФ "Оставление в опасности". Но в данном конкретном случае с "Булгарией", как мне кажется, эта статья была не применима вообще. Для подобных случаев существует статья 270 УК РФ "Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие". Да и то применить ее можно лишь с большой натяжкой и при огромном желании обвинения.

В статье ведь четко сказано: "Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров наказывается…" и т. д. Ключевые слова тут такие: "…если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров".

Читайте также: В океанах свирепствует "человеческий фактор"

Но посудите сами — громадные по сравнению с той же "Булгарией" тихоходные транспортные суда, танкер и буксир, толкающий сразу две баржи, находясь далеко от места происшествия, могли ли реально оказать немедленную помощь? Даже если подошли бы (ну предположим) раньше легкой "Арабеллы". Спасательных средств на них — минимум, суда не предназначены для резких маневров. При резких маневрах в штормящей акватории суда сами могли погибнуть, между прочим. Поэтому, на мой взгляд, даже и статья 270-я к капитанам этих судов была неприменима, так что, мягко говоря, капитаны наказаны не совсем законно. Ну, а родственникам погибших и пострадавшим в катастрофе остается только искренне посочувствовать…".

Бывший речной капитан с 39-летним стажем, ветеран гражданского флота Николай Викторович Лямин(ныне проживает в Архангельске), считает, что главные виновники состоявшейся год назад аварии все-таки — члены экипажа "Булгарии":

"Во время плавания абсолютно за все, что происходит на судне, отвечает в первую очередь капитан, во вторую — команда и уже в последнюю очередь — те, кто остались на берегу. Мои глубочайшие сочувствия родным и близким капитана "Булгарии", который погиб вместе со своей женой. Но не могу не признать: в первую очередь, виноват в аварии именно он.

Читайте также: Круизный лайнер погубил ЧФ

Даже если на него давили хозяева, погнавшиеся за дополнительной прибылью, он обязан был не допустить выхода в акваторию судна, имеющего неисправность, которая могла подвергнуть опасности пассажиров. Почему он это сделал? Почему были открыты иллюминаторы, которые находились в минимальном удалении от уреза воды, да еще в шторм? Почему на борту оказалось больше людей, чем полагалось? Вот на эти вопросы надо искать ответ в первую очередь.

И не нужно искать крайних, "стрелочников", махать "шашкой" и так далее. Лучше от этого никому не будет. Год назад, после катастрофы "Булгарии", мои коллеги из Архангельска, например, хватались за голову: все речные суда региона, которыми перевозится в год до миллиона пассажиров, немилосердно "трясут". Конечно, это во многом правильно. До 70 процентов местного флота уже "перехаживают" сроки эксплуатации. А ну как им без особых разбирательств запретят перевозить пассажиров — типа "как бы чего не вышло"? Жизнь в Поморье встанет…".

Ведущий сотрудник 22-го водно-транспортного цеха Центра судоремонта "Звездочка", что в Северодвинске Архангельской области, просил не упоминать его реальную фамилию (назовем его, скажем, Виктор). Так, на всякий случай. Наверное, потому, что говорил он на тему безопасности пассажирских судов довольно откровенно. Напомним, что "Звездочке" принадлежит старейший в России пароход-колесник (именно пароход, а не теплоход или дизель-электроход!) "Н.В. Гоголь". Уникальному пароходу исполняется как раз в эти дни ровно сто один год! А он каждые выходные выходит в круизные рейсы по Северной Двине.

Читайте также: "Счастливый берег" пристал к Сейшелам

Его в период между навигациями каждый год ремонтируют, поддерживая в прекрасном состоянии. А в минувшем юбилейном году отремонтировали капитально на сумму более 40 миллионов, установив новейшее навигационное и спасательное оборудование, проведя дополнительные ходовые испытания и получив все положенные разрешения. В Северодвинске после гибели "Булгарии" опасались, что под "раздачу" может попасть и "Н.В. Гоголь" — все-таки столько лет пароходу. Хотя именно этого речного "старичка" считают наиболее безопасным для плавания судном во всем бассейне.

"Мы год назад реально опасались, что как бы не вышло так, что, разбираясь с причинами аварии на "Булгарии", ретивые "разбиратели" не погребли под одну гребенку все речные суда, — говорит Виктор. — Журналисты делают круглые глаза: как, большая часть российского флота давно "переходила" все сроки! Вон, прочитал буквально вчера: инженеры верфей в Словакии, где была построена "Булгария", заявили, что без постоянного ремонта и реконструкции этот трагический теплоход должны были списать еще 37 лет назад. Мол, русские вообще больше никогда не обращались за помощью после того, как получали готовые суда… Вот от этого-то "Булгария" и погибла!

В общем, тут есть нюанс, непонятный многим: продление эксплуатации судна свыше заложенных проектных "первичных" сроков вполне допускается, если оно поддерживается в исправном и безопасном состоянии разнообразными видами ремонтов, модернизацией, обновлениями аппаратуры, улучшением спасательных средств. С большинством российских судов так и происходит.

Если, конечно, их владельцы честны и добросовестны и не жадничают вкладывать в это средства. В случае с "Булгарией", насколько я могу судить по прессе, было с точностью до наоборот: ее просто-напросто не ремонтировали много лет, не модернизировали, не проверяли, не вкладывали в нее! Так что не верьте, если вам будут преподносить причины катастрофы "Булгарии" как чисто технические. Ничего подобного. Тут — вечный наш человеческий фактор. Обычная, простите, капиталистическая жадность, нежелание тратить деньги на законное продление сроков эксплуатации судна…".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить