Настоятель Киево-Печерской Лавры отравлен мышьяком и ртутью.

"Лавровые" разборки в стиле Борджиа

Когда несколько лет назад известный церковный публицист и миссионер, диакон Андрей Кураев назвал неуточненную группу "молодых прелатов УПЦ МП", добивающихся полной автокефалии для украинской церкви, "оранжевыми борджиками", особого ажиотажа это сравнение не вызвало. Ну чего не скажешь в пылу полемики? Даже если с поведением "молодежи" при дворе Папы Римского Александра VI в лице его сына Чезаре Борджиа прозрачно сравнивается ситуация с архиепископом Александром (Драбинко), любимцем и выдвиженцем престарелого главы церкви митр. Владимира Сабодана.

Ведь Борджиа тоже имел немало значительных титулов вроде герцога, принца, генерал-капитана Церкви и т.д., используя даваемую ими власть для объединения всей Италии под властью Рима. Ну а бывший глава Отдела внешних церковных сношений и постоянный член Священного Синода УПЦ МП, член Межсоборного Присутствия РПЦ арх. Александр положил немало усилий для создания "единой Поместной Церкви" на Украине. Естественно, ориентирующейся исключительно на Киев в лице его националистической элиты и, по умолчанию, на западных и заокеанских союзников в пику Москве. И все это несмотря на довольно "юный" для архипастыря возраст (он был рукоположен во епископа в 29 лет, через пять лет после окончания Духовной Академии и три - после пострижения в монашество).

Однако никому и в голову не могло прийти, что сравнение с эпохой Борджиа начнет сбываться в текущем году просто с пугающей точностью. Пусть даже и безотносительно тех людей, которые попали под критику о. Андрея Курева. Если не считать, конечно, памятного "отравления Ющенко диоксином" - впрочем, доподлинно не подтвержденного даже в период всецелого контроля "оранжевого" лидера над прокуратурой. Но сия интрига хотя бы происходила вне церковных стен.

Девятого июля СМИ облетела сенсационная новость: в крови настоятеля Киево-Печерской Лавры обнаружены ртуть и мышьяк! Озвучил ее глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. По его словам, Владыка Павел после отравления провел несколько дней в реанимации - а затем пролечился в Германии. А ныне архипастырь вместе с коллегами и друзьями решает, будет ли обращаться к правоохранительным органам за помощью в расследовании происшедшего.

Читайте также: Куда идет Украинская Церковь?

В качестве основной версии украинскими наблюдателями чаще всего высказывается "экономическая" подоплека происшедшего. Ведь Киево-Печерская Лавра - не просто крупный монастырь и "Православное сердце Руси" в целом и Украины в частности. Это еще и место паломничества "сильных мира сего" к духовным святыням. Во всяком случае, при посещении обители нужно очень внимательно смотреть по сторонам и идти строго по тротуару - ведь мимо то и дело проезжают сверкающие автомобили ВИП-марок с тонированными стеклами. И вряд ли хотя бы десятая часть из них принадлежит священнослужителям - пусть даже более прочих облагодетельствованным богатыми "паломниками".

Соответственно, "начальник" такого популярного для верующей элиты места имеет влияние не только на "облегчение души" указанных лиц. В его руках - возможность в любой момент привлечь значительные "пожертвования" - которые, как показывает опыт, постсоветские бизнесмены и политики охотно дают в качестве своеобразной "индульгенции" за свои, часто не очень соотносящиеся с христианской этикой, дела. Впрочем, не будем судить их слишком строго - ведь и Господь в Евангелии советовал в "притче о неверном домоправителе" "приобретать друзей мздой неправедной" - как раз для того, чтобы те "приняли грешников в вечные обители".

Косвенно о высоком статусе наместника Лавры свидетельствует его прошлогоднее рукоположение в митрополита - сан, исключительно редко встречающийся вне среды руководителей отдельных крупных епархий. Ясно, что желающих занять такую хлебную должность среди тех церковных "товарищей, которые совсем не товарищи", мягко говоря, немало.

Лаврская клиника: кто болен всерьез?

Однако сводить всю интригу отравления Владыки Павла лишь к материальной заинтересованности гипотетических недоброжелателей, видимо, не совсем оправданно. Ведь за последние девять месяцев ситуация в Украинской Православной Церкви резко обострилась - и положение продолжает усугубляться. Дошло уже до "открытых писем" в адрес предстоятеля. И со стороны митр. Одесского Агафангела, лидера "пророссийского крыла" Церквис критикой "ревизии" взятого курса на унификацию Устава УПЦ и РПЦ в целом. И со стороны главы юридического отдела Церкви, Валентина Волынца - с не менее жесткой критикой возглавляющего комиссию по редактированию нынешнего Устава УПЦ МП донецкого митрополита Илариона. С очень прозрачными намеками на скорую ликвидацию данной комиссии. Ведь, по словам г-на Волынца, больше 30 украинских архиеереев относятся к этой деятельности негативно - согласно проведенному главным церковным юристом телефонному опросу "преосвященных".

Последний информационный вброс уже повлек за собой пятого июля православно-монархический крестный ход верующих - с требованиями превращения УПЦ в обычный "экзархат", отставки Валентина Волынца и поддержки деятельности комиссии Владыки Илариона. Кстати, милиция не препятствовала несанкционированному шествию, что наводит на определенные мысли о позиции власти. А 28 июля в Киев намечается приезд патриарха Кирилла, и явно не только с целью поучаствовать в праздничной службе в честь св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Будет ли созван к приезду первосвятителя всего лишь Синод - или целый Архиерейский Собор УПЦ, пока неизвестно. Но схватка явно предстоит очень жаркая. И, как знать, произойдет она лишь в тишине зала заседаний или выплеснется за церковную ограду в виде "крестных ходов", "молитвенных стояний" или демонстраций.

Читайте также: Храмы Киева - заложники политики

При таком раскладе настоятель главного монастыря Украины становится одной из ключевых фигур. Хотя бы, в качестве "градоначальника" территории, на которой расположены здания руководящих органов митрополии. Тем более что он уже определился со своей позицией, войдя в "триумвират" по временному руководству украинской церкви во время болезни митр. Владимира Сабодана, вместе с одесским митрополитом Агафангелом и донецким Иларионом.

Кстати, одним из самых заметных решений новой структуры стало снятие со всех мало-мальски значимых постов (кроме личного секретаря предстоятеля и викария Киевской епархии) арх. Александра Драбинко. И в числе этих постов, помимо прочего, был пост настоятеля строящегося в столице Воскресенского кафедрального собора. Деньги на его возведение собирались по всем приходам, а вот отчеты по их расходу никому не представлялись. И тратились средства не только на стройку, что признавали даже сами виновники "растрат". За все это, в конце концов, любимец митр. Владимира и был с треском отлучен от контроля очень "многоводных" финансовых потоков.

А вот в распоряжении настоятеля Лавры такие "потоки", причем абсолютно легитимные, в виде добровольных пожертвований "на усмотрение распорядителя", остались. Что должно вызывать немалое беспокойство в среде "автокефалистов" накануне если не решающей, то важной битвы с оппонентами, которые выступают за единство Русского православия. Ведь залог победы в любой битве, как говаривал еще Наполеон, это "деньги, деньги и еще раз деньги". На материальное обеспечение тех же демонстраций, например. А, кроме того, не менее важную роль может сыграть и позиция влиятельных фигур в украинских коридорах власти - причем высших, многие из которых входят в число если не "духовных детей", то хороших знакомых митр. Павла.

Читайте по теме: Загадочные смерти в "Киевском Патриархате"

Кстати, в украинских СМИ в мае уже циркулировали слухи и о грядущем смещении наместника Киево-Печерского монастыря, и о переводе его якобы "на повышение" - главой самостоятельной Черниговской епархии. Хотя на самом деле такая рокировка была бы обычной ссылкой влиятельного архиерея подальше от столицы и ее сановных верующих. Но на состоявшемся в мае Синоде ссылку узаконить не удалось. Как знать, быть может, как раз из-за своевременного вмешательства высокопоставленных духовных чад опального архиерея.

Исходя из вышесказанного, отравление Владыки Павла (Лебедя) в лучших борджианских традициях (кто бы на самом деле ни стоял за этим преступным деянием, однозначно осуждаемым по канонам любой религии) случилось, как минимум, очень кстати - для ослабления тех сил в украинском каноническом православии, которые выступают за единство со своей "матерью", Русской Православной Церковью.

Следите за развитием событий в рубрике "Религия".

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить