Почему верующие продолжают нести в храм деньги?

Зачем Церкви "золотые купола"?

Одну из самых скандальных тем современности можно выразить двумя словами, объединенными союзом: Церковь и деньги. Страшилки о том, как церковники, угрожая вечными муками, выманивают у стариков последние копейки, давно уже будоражат интеллигенцию. Почему же верующие, не затевая "великой православной революции", продолжают нести в храм деньги?

По поводу любой ситуации существует несколько разных точек зрения. Всегда есть взгляд снаружи и изнутри, которые чаще всего не совпадают. То, что люди, не разбирающиеся в истории и традициях Церкви, считают торговлей и отмыванием средств, на самом деле является даром Богу, Ему принадлежащим.

О жертвах, приносимых Творцу, речь идет еще в книге Бытия. Авель обрел благоволение в очах Господа, принеся Ему первые плоды своих трудов. Это — благодарность и почтение к Создателю. Понимание, что человек может трудиться не покладая рук, пахать, сеять, пасти скот, — но если Господь не пошлет дождь, не оградит животных от мора, ибо все в Его власти, не видать человеку ни богатого урожая, ни здорового скота. Поэтому первые плоды несли люди Богу, чтобы этой жертвой отблагодарить Его за помощь. В этом жесте есть что-то трогательно детское. Как когда ребенок, нарисовав купленными мамой карандашами картинку, дарит ее маме на день рождения. Это не его карандаши, это не его бумага, но он любит маму и хочет ее порадовать. В этих действиях нет ни намека на подкуп (вот, я подарю маме картинку, так она мне вообще краски купит!), ни желания как-то оправдать трату денег (если я заброшу карандаши и не буду рисовать, то мама не подарит мне велосипед). В этих действиях есть только взаимная любовь родителя и ребенка и радость.

Именно эти взаимная любовь и радость являются в идеале целью жертвоприношения Богу. Ему не нужны ни откупы, ни взятки. Многократно взывали пророки к народу Израиля: "Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему" (Притч 15:8), "жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный" (Пс 50:18-19), "Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!" (Ис 1:11, 13). Пророки учат свой народ не тешить себя надеждой, что жертвоприношением можно откупиться или заручиться поддержкой Всевышнего.

Читайте также: Пятидесятница — день рождения Церкви

Тем не менее, жертва нужна. Она нужна не Творцу, Ему и так принадлежит весь мир. Принесение даров Господу учит человеческое сердце благодарности, смирению. Оно нужно самому человеку, чтобы не закоснеть в самости и гордыне. Поэтому так много внимания уделялось в Ветхом Завете жертвоприношениям.

В законе, записанном еще пророком Моисеем, определен даже размер той жертвы, которую верующий должен приносить Богу: "И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня" (Лев 27:30).

История кровавых жертвоприношений завершается с пришествием Иисуса Христа. Он Сам приносит Себя в жертву за людские грехи — и эта кровь становится последней жертвенной кровью. Довольно было заколото голубей и ягнят. "Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу", — пишет в послании к христианам апостол Петр (1 Петр 2:5). "Один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв" — вот новая заповедь о жертвоприношении (Мк 12:32-33).

Литургия стала новым богослужением, богослужением с таинством бескровной жертвы.

Но сердце человеческое по-прежнему жаждало разделить с Господом радость успеха в делах, поблагодарить за помощь. Илюдисготовностью отзывались на просьбы священнослужителей о нуждах Церкви.

Для проведения богослужений нужно было не так уж много: свечи, чтобы освещать помещение, ладан для каждения, хлеб и вино — для таинства Евхаристии. Крестьяне, посещавшие храм каждую неделю, не были богатыми людьми. Но виноград, пшеницу и воск — плоды своих трудов — они могли принести в дар Богу. Крестьянин, как и древние евреи в свое время, понимал: он трудился в поле, он работал в винограднике, он заботился о пчелах. Однако дождь и ведро, ветер и тишь посылал Господь. Значит, богатым урожаем и пропитанием на зиму человек по-прежнему обязан не только себе, но и Богу. Поэтому испеченные просфоры и домашнее вино крестьянин нес в дом Божий для принесения бескровной жертвы во время литургии.

Читайте также: Сребролюбие или дар любящих?

Время не стоит на месте, реалии меняются. В современном мире контингент прихожан составляют горожане, люди, чьи профессии разнообразны и не связаны с земледелием. Но какой бы ни была работа, успех или неудачи всегда зависят не только от самого человека. Осознавая это, верующие приходят в храм — с просьбами или благодарностью — и тоже хотят принести Господу частицу своих трудов. Пусть это будет не воск, а деньги за свечу, не смола для ладана, а оплата поминальных записок.

Храмы уже давно не освещаются свечами, но для обеспечения электричеством и отоплением нужны средства. В дореволюционной России их выделяло государство. Сейчас эти нужды оплачиваются исключительно за счёт пожертвований.

В некоторых западных странах, в основном католических, Церковь владеет определёнными землями, получая ежегодные доходы. В ряде стран — прежде всего, в Германии и государствах Скандинавии — есть церковный налог, равный, строго по ветхозаветной заповеди, десяти процентам.

В России эти варианты представляются чем-то из разряда фантастики. Жертвы прихожан — на свечи, записки, церковную продукцию и некоторые таинства — единственный источник доходов православной Церкви.

Деньги идут на реставрацию храмов, на строительство новых церквей, на миссионерские проекты и благотворительность.

Конечно, взгляд со стороны замечает в жизни Церкви много отрицательных черт. Их не может не быть. Церковь — это собрание верующих, живых людей, а не сонм ангелов. Там, где есть деньги, всегда рождаются связанные с ними проблемы.

Часто Церковь укоряют в том, что свечные лавки располагаются внутри храмов, а Иисус торгующих из храма изгонял. Укоряющие не знают, что расположение свечных ящиков в храме также имеет свою историю. В советское время храму едва удавалось отвоевать помещение самой церкви. Мечтать об отдельном домике с церковной продукцией не приходилось. Сейчас многие храмы обустраивают себе такие домики. Во многих же церквях лавок как таковых нет совсем. Есть свечной ящик, а рядом — ящик для пожертвований. Сколько можешь, столько опусти. Никто не будет дышать в затылок, глядя, монету или купюру какого достоинства ты положил вовнутрь.

Никто не заставляет прихожан покупать свечи или писать записки. Сложно себе представить и ситуацию, когда священник откажет своему духовному чаду, доброму христианину, бесплатно обвенчать его с возлюбленной или покрестить его ребёнка. Цены на "услуги" по-настоящему востребованы не у воцерковлённых прихожан, а у "захожан". Определять же на глаз, кто из людей в храме всем сердцем переживает глубину христианства, а кто просто забежал поставить свечку, не стоит ни женщинам у свечных ящиков, ни остальным присутствующим.

Христианин приходит в храм, прежде всего, молиться. Но если вы увидите в его руках деньги, не отбирайте их у него, громко цитируя Библию: "Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва!" (Притч 21:3). Может быть, этот человек просто расслышал в своей душе отголосок детской радости об Отце и хочет ее с Ним разделить.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юлия Гайдыдей
Юлия Гайдыдей — блогер, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить