Развитие транспортной сети "Большой Москвы" столице, похоже, не по карману

Сколько стоит "прорезинить" Москву?

Амбициозный проект "Большая Москва", задуманный Дмитрием Медведевым, начинает испытывать первые трудности. На развитие транспортной инфраструктуры столичной агломерации, по скромным подсчетам, придется потратить 19 миллиардов долларов, по нескромным — 32 миллиарда. Московский бюджет на траты не готов: значит, расходы покроет федеральная казна?

За три месяца лета 2012 года девять команд конкурсантов должны подготовить предложение по развитию проекта "Большая Москва", предусматривающего расширений территории столицы. Лучшие работы московские чиновники обещают внести в генплан города, но вот сможет ли городской бюджет оплатить все идеи призеров, остается вод вопросом.

Читайте также: Столицу накроет бесплатный Wi-Fi

Проверка Москвы на "резину" начнется в ближайшее воскресенье, 1 июля. С этого дня официально будут узаконены новые границы столицы, расширяющие город в западном, юго-западном и южном направлении. С этого дня жители территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе вплоть до Калужской области, смогут смело называть себя москвичами. Жаль только, что столичные власти не могут обещать "новым москвичам" столь же развитой инфраструктуры, которой пользуются жители той старой Москвы, которая казалась "нерезиновой".

На днях руководитель НИИ транспорта Михаил Блинкин раскрыл результаты своих подсчетов затрат на развитие транспортной инфраструктуры в московской агломерации. От суммы в страхе затряслась столичная казна, которая на сегодняшний день имеет строго социальную ориентацию. При этом Блинкин подчеркнул, что 10 процентов расходов — это городские доплаты пенсионерам, а их количество в Москве только вырастет с присоединением новых территорий.

Разумеется, проблему можно возложить на федеральный бюджет, однако у него сейчас и так достаточно затратных намерений, среди которых саммит АТЭС, сочинская Олимпиада, чемпионат мира по футболу, а также готовящаяся для проведения в Сколково встреча "большой восьмерки". Разумеется, все перечисленные проекты — долгоиграющие. Но то же самое можно сказать и о развитии инфраструктуры в рамках "Большой Москвы".

Очевидно, что единовременные выплаты на построение крупных транспортных объектов в агломерации невозможны. А между тем, на землях, которые вскоре примкнут к столице, необходимо построить две крупные магистрали стоимостью около 6 миллионов долларов за километр, две рельсовые линии стоимостью 5 миллионов за километр, городской фривей, который обойдется в 3,5 миллиарда за 20 км, и улично-дорожная сеть с плотностью, характерной для Москвы, стоимостью 2 миллиона долларов за километр.

В то же самое время, на развитие транспортной системы в 2012 году всего предусмотрено 224,16 миллиарда рублей, из которых на дорожное строительство должно быть потрачено 98 миллиардов. Если власти решат бросить все силы городского бюджета на новую московскую агломерацию, то в течение 12 лет казенные деньги будут направляться исключительно в новый "аппендикс" столицы. А "старая Москва" будет вынуждена наслаждаться средневековым бездорожьем.

Бесспорно, это не решение вопроса, поэтому московские власти надеются на инвесторов, которые могут заинтересоваться новыми территориями столицы. Однако, по мнению экспертов, выступавших на семинаре в рамках международного конкурса по развитию московской агломерации, частные предприниматели отнеслись к проекту "Большая Москва" довольно холодно, так как давно потеряли интерес к вкладыванию денег в мегаполис. Виной тому — слишком большие ограничения, действующие в крупных городах.

Между тем, как полагает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк, сумма, обозначенная Блинкиным, слишком велика. А поскольку отрасль дорожного строительства в России отличается внушительной коррупционной составляющей, столь знаковые затраты на инфраструктуру агломерации сразу обретают неприятный подтекст. В этой связи и со стороны инвесторов не стоит ждать серьезного интереса к проекту, инициированному бывшим главой государства. Как подчеркивает Андрей Шенк, поддержки из федерального бюджета также ожидать не приходится.

"Единственный вариант развития событий — это сокращение затрат на развитие проекта, — замечает аналитик. — При этом, безусловно, не следует рассчитывать на то, что денежное поступление произойдет единовременно. Развитие транспортной инфраструктуры в агломерации займет не менее 10 лет и будет осуществляться из бюджета города".

Между тем, в последнее время проект "Большая Москва" обрастает все большими сомнениями. На прошлой неделе состоялось заседание Мособлдумы, которое завершилось не в пользу затеи нынешнего премьера Дмитрия Медведева. Однако протест областных депутатов никак не повлияет на ход событий. Их нежелание отдавать свои территории ранее было озвучено новым подмосковным губернатором Сергеем Шойгу, который потребовал компенсацию у московских властей за "украденные" земли.

Читайте также: Расписание — враг автобусов и пассажиров

Что ж, решение уже принято, и до расширения московских территорий остаются считанные дни. Интереса со стороны действующего президента Владимира Путина не наблюдается, а значит, справляться московским чиновникам придется своими силами. Но, если верить вице-мэру Москвы по строительству Марату Хуснуллину, беспокоиться раньше времени не стоит. По его словам, столичные власти рассчитывают в течение 10 лет тратить на транспортную инфраструктуру по 7 миллиардов долларов в год, чего вполне хватит и на осуществление планов московского мэра по решению транспортных проблем, и на развитие новых территорий. А тот факт, что реализация проекта "Большая Москва" затягивается на долгие годы, в очередной раз подтверждает старую добрую поговорку "Москва не сразу строилась".

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить