Священники должны показывть себя с лучшей стороны

Нужен ли священникам навык гостеприимства

Вера — безусловно, личное дело каждого. Но как выбирают люди веру? Возможно, не в последнюю очередь важно то, какими ищущий истины человек увидел людей, уже исповедующих ту или иную религию — добрыми или высокомерными, приветливыми или угрюмыми. Может быть, священнослужителям стоит прислушаться к этой истории, чтобы сделать для себя некие выводы?

Случилось это в 2005 году, когда я, вместе с учениками биологического класса одной московской школы, принимал участие в комплексной детской экспедиции в национальном парке Святой Нос, что на озере Байкал. Собственно говоря, в то время, когда произошла данная история, экспедиция уже успешно завершилась, и мы, хоть и не без приключений, но тем не менее благополучно достигли города Улан-Удэ. Отсюда нам предстояло вернуться в Москву.

Так получилось, что весь экспедиционный состав прибыл в столицу Бурятии несколько раньше, чем это планировалось. До отхода московского поезда оставалось… целых шесть часов. Вам подобная ситуация, наверное, покажется банальной, но скажу вам откровенно, для начальника экспедиционного отряда, кем я тогда являлся, это настоящая катастрофа.

Судите сами — мои десять замечательных бойцов больше месяца не вылезали из тайги, штурмовали болота и покоряли горы, и все во славу отечественной науки! То есть, пребывали в постоянном напряжении. А тут — целых шесть часов безделья в месте, где доступно множество развлечений, причем за очень небольшие (по московским меркам) деньги… То есть, как понимаете, соблазн весьма велик. И, если пустить все это дело на самотек, то уже через полчаса группа может раствориться в немаленьком, в общем-то, городе, и застрять в нем надолго. Еще не факт, что удастся собрать всех к моменту отхода поезда.

Читайте также: Танталовы муки погони за модой

Собрать же всех на вокзале и выставить охрану, чтобы не разбежались — тоже не выход. Да и кто охранять-то будет? Я? А у меня что, других дел нет? Так что, хорошенько подумав, я решил, что необходимо устроить организованные развлечения. Например, экскурсию с осмотром местных достопримечательностей.

Поговорив с сотрудниками вокзала и местными милиционерами (очень милые, кстати, люди), я узнал, что совсем недалеко есть буддийский храм (или, если по местному, "дацан"), куда пускают всех желающих. Решив, что это может показаться моим бойцам интересным, я предложил им сходить туда и осмотреть его. Все сразу же согласились — как выяснилось, кроме меня, в подобных заведениях еще никто из группы не бывал.

Сразу хочу сказать, что нами в данном случае двигало исключительно любопытство. Дело в том, что сам я — атеист, причем "осознанный" (то есть выбравший это мировоззрение сознательно). Насчет моих бойцов точно сказать не могу, однако, когда перед поездкой я опрашивал их на момент их вероисповедания, все ответили, что ни к какой конфессии не принадлежат. Кстати, подобные опросы — это не повод для доноса, а необходимая часть работы при подготовке экспедиции, они нужны для того, чтобы, например, свиная тушенка не оказалось в каше у мусульманина или иудея. Поэтому им не было никакого резона говорить мне неправду.

Однако я отвлекся. Так вот, через пятнадцать минут после принятия решения мы уже входили в небольшой, но очень опрятный и красивый храм. Внутри никого не было, кроме весьма приветливой дамы, которая, судя по всему, исполняла обязанности секретаря. Мы рассказали, зачем пришли, и она весьма дружелюбно предложила обойти весь зал и все осмотреть.

Читайте также: Исчезнет ли вера у человечества?

Через несколько минут я понял, что мои бойцы несколько озадачены — в храме было много интересных вещей, однако никто не понимал, что это и зачем нужно, ведь этикеток-то нигде нет. Я уж было собрался попросить даму объяснить нам, что к чему, однако она опередила меня. Улыбнувшись, она сказала, что сейчас внизу есть один лама, который ничем не занят. И если мы хотим, он может подняться и провести для нас экскурсию.

Мы с радостью согласились, и через пару минут в зале появился невысокий пожилой человек в одеянии буддийского монаха. Он улыбнулся, представился и сразу приступил к делу. Интересно, что ему практически с первых минут удалось, что называется, полностью завладеть аудиторией. Мои бойцы сгруппировались вокруг него и ловили каждое слово — это меня, честно говоря, весьма удивило и восхитило, поскольку незнакомому человеку обычно сложно всего-то за две минуты безраздельно завладеть вниманием современных московских десятиклассников. А вот у ламы это получилось — видимо, он был не лишен педагогических талантов. И я, как учитель, мысленно зааплодировал ему.

Собственно говоря, лама рассказывал не о самом учении Будды, а о том, какие церемониипроходят в храме, каков их смысл и какие ритуальные предметы для этого используются. Он постоянно улыбался, много шутил и иногда устраивал, что называется, "театр одного актера", изображая в деталях тот или иной ритуал. В конце экскурсии мои бойцы под его руководством даже хором исполнили какую-то мантру, после чего забросали нашего "экскурсовода" сотней вопросов. Расстались мы, весьма довольные друг другом, причем лама на прощание посоветовал сходить еще в крупный монастырь на окраине города. Но, к сожалению, на это времени у нас уже не оставалось.

После того, как все закончилось, я спросил даму-секретаря, сколько мы должны заплатить за такую прекрасную экскурсию. Она сказала, что нисколько, это было абсолютно бесплатно. Я несколько смутился и спросил, могу ли я сделать пожертвование в размере 500 рублей (по московским меркам это, конечно, маловато, но ведь в конце экспедиции с деньгами всегда плохо), поскольку считаю, что каждая работа должна быть оплачена. Тут уже настал ее черед смущаться, однако она согласилась, сказав при этом, что за любое пожертвование ламы должны будут отблагодарить нас. Например, устроив молебен, который защитит нас от всех опасностей долгой дороги. Я согласился и с легким сердцем сделал пожертвование (заметьте, в первый раз я отдавал деньги церкви, причем абсолютно добровольно).

Читайте также: Бери от жизни все… и не проси большего

Уж не знаю, подействовали молитвы лам или нет, однако обратный путь прошел действительно без всяких происшествий. В дальнейшем некоторые ученики, насколько мне известно, проявили интерес к учению Будды и постоянно брали в библиотеке различную литературу по данному вопросу. Обратились ли они потом в буддийскую веру, я не знаю, поскольку через год все, кто был на Байкале, окончили школу, и я перестал следить за их судьбой.

Интересно, что тремя годами раньше я и мои ученики (не те же самые, а другие) попали в подобную историю в Подмосковье. Наша группа проводила учет зимующих птиц и вышла из леса к одному достаточно известному православному монастырю. Я предложил сходить туда и осмотреть его, что все и сделали. Однако результат этой экскурсии был совсем иным.

Еще на входе служители стали придираться к нашему внешнему виду, в частности, к тому, что все девушки были в брюках (а в чем еще зимой по лесу ходить-то?). Потом, когда мы спросили, нельзя ли провести для нас экскурсию, нам назвали ее стоимость — откровенно говоря, она была даже по московским меркам весьма высокой (и это притом, что восемь из десяти человек были учащимися восьмого класса). Так что мы сами походили по территории, а одна из наших девушек, будучи православной, попыталась кое-что рассказать нам о том, что мы видим. За это ее отругали на выходе из монастыря, указав, что здесь никаких самодеятельных экскурсий быть не должно, или платите деньги, или смотрите молча.

Да и само отношение к нам со стороны обитателей монастыря было весьма враждебным, это чувствовалось по их поведению, ответам на вопросы и тону разговоров. Так что, сами понимаете, никаких приятных впечатлений данная экскурсия не оставила. Особенно была удручена та самая православная девушка, которая уже после пыталась объяснить, что, видимо, сегодня нам просто не повезло. Интересно, что, вернувшись на базу, ребята особенно не рассказывали своим товарищам о посещении монастыря.

Читайте также: Буддизм — путь или "страшилка" для Запада?

Интересно все-таки, почему же буддисты оказались столь открыты и приветливы к чужакам, а православные — столь же враждебны? Вряд ли здесь сказывался "эффект местоположения" — в Бурятии к чужим относятся куда более настороженно, нежели в Подмосковье. Видимо, дело все-таки именно в служителях храмов. Хотя, возможно, здесь я не объективен: просто один раз нам повезло, а другой раз — нет.

Однако, как мне кажется, если православная церковь хочет привлечь в свое лоно тех, кто не верует, ей все-таки не мешало бы поучиться открытости и дружелюбию у буддийских коллег. Кстати, возможно, именно этот стиль работы с посторонними и привел к тому, что сейчас учение Будды становится все более популярным в Европе и США (традиционно христианских регионах). И, что самое интересное, обращаются к нему в основном не атеисты, а христиане самых различных конфессий. В том числе и православные.

Что касается меня, то я, несмотря ни на что, остался верен своим убеждениям и по сей день. Однако мне кажется, что если когда-нибудь я вдруг захочу присоединиться к адептам какой-нибудь религии, то воспоминание о приветливых служителях маленького храма в Улан-Удэ, скорее всего, повлияет на мой выбор…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить