Мода обрекает своих фанатов на мучения Тантала

Танталовы муки погони за модой

Если прогуляться по московской Малой Бронной улице, на ней можно обнаружить любопытную вывеску: "Дом моды "Тантал". На первый взгляд, какая может быть связь между стремлением красиво и современно одеваться и героем древнегреческого мифа Танталом, обладателем весьма мрачной биографии? Впрочем, название нечаянно получилось весьма символичным.

Согласно преданию, Тантал был не только малоазийским царем, но и сыном верховного бога Зевса от земной женщины и, не стесняясь, использовал свою близость к тогдашней "божественной верхушке". И ладно бы отпрыск божественных кровей остановился на пирах на Олимпе и выносе оттуда пищи богов, амброзии и нектара, своим знакомым — такое бы ему простили. Но Тантал стал откровенно беспредельничать — украл золотую собаку из храма, посвященного своему отцу, лжесвидетельствовал. А напоследок еще и угостил богов мясом собственноручно убитого сына — чтобы проверить их проницательность.

За что преступнику воздалось по полной в загробном царстве Аида. Он обречен вечно стоять по горло в ключевой воде, но при попытке напиться она мгновенно уходила в землю. То же происходит и с ветвями деревьев, гнущимися под тяжестью плодов — они поднимаются, стоит несчастному протянуть к ним руки. К вечной пытке жаждой и голодом присоединялась еще и пытка страхом — над головой грешника нависает скала, могущая упасть и раздавить его в любой момент.

Что же, лучшего названия не найти не только для дома моды, но и для описания ведущего тренда современной цивилизации. В развитых странах давно прошло то время, когда жизни большинства их жителей можно было описать словами библейского проклятия: "В поте лица будешь добывать себе хлеб свой", сказанного Адаму при изгнании из рая. Ныне даже последний нищий имеет возможность насытиться и одеться. Однако люди из стран "золотого миллиарда", и государств, стремящихся попасть в престижное сообщество, по-прежнему продолжают работать "в поте лица" — но уже не для удовлетворения элементарных физических потребностей (и, тем более, не духовных), а сами толком не понимая, чего ради.

Читайте также: Исчезнет ли вера у человечества?

Фундаментом царства потребления является именно мода. Прошли те времена, когда аристократки щеголяли на королевских балах добротными платьями своих бабушек, чтобы со временем передать их дочерям и внучкам. Ныне мода меняется каждый год. И вполне качественная одежда и обувь, которую еще носить и носить, кладется на дальние полки шкафов, чтобы уступить место на вешалке "современному". Такому, которого пока ни у кого нет. Ну, почти ни у кого. И которое спустя несколько месяцев в свою очередь устареет — и пополнит залежи "немодного". Да еще и дресс-код многих учреждений требует ежедневно менять туалеты — видимо, чтобы не обанкротилась легкая промышленность и те же дома моды.

А ведь, пожалуй, на примере одежды-обуви наиболее явственно видна вся надуманность проблемы отставания от прогресса. Ладно там автомобили, компьютеры, телевизоры и прочие технические новинки — с каждым поколением у них действительно появляется что-то оригинальное, делающее их более удобными для пользователей, будь то автомобильные подушки безопасности, увеличенное быстродействие компьютеров или стереоскопический эффект. Но что радикально меняется при изменении покроя, удлинении-укорочении платья или каблука? Защита от холода, удобство при ходьбе? Никоим образом. Просто удовлетворяется горделивое желание, внушенное масс-культурой: "Надев именно это, я буду не таким, как все — но лучшим".

При чем же здесь Тантал? Да все при том же — дело в стремлении удовлетворить жгучее желание соответствовать моде. Удовлетворить желания полностью невозможно хотя бы потому, что есть вещи, не доступные даже очень обеспеченным гражданам, вроде особняка на Пикадилли или яхты за сотни миллионов долларов. Для людей победнее проблемой может стать и покупка очередного платья, а изыскивание средств на вожделенную вещь на время становится смыслом жизни. Что ж, еще американский философ Эрих Фромм с горечью писал о современном обществе потребления: "Его главным девизом стало "иметь" вместо "быть".

Читайте также: Бери от жизни все… и не проси большего

Парадоксально, но несмотря на вечные финансовые трудности, заработать деньги и потратить их на очередной предмет гардероба людям легче, чем изменить самих себя. Чтобы стать в чем-то лучше в собственных глазах. Правда, в подобной "простоте" кроется ловушка. Дадим слово еще одному всемирно известному философу Бертрану Расселу: "За деньги можно купить многое — но не все. Книги — но не знания, лекарства — но не здоровье, религию — но не веру, секс — но не любовь".

Так что трансцедентные изобретатели танталовых мук современности обеспечили своей задумке двойную страховку: попавший в эту систему человек обречен страдать дважды. В первый раз — когда он в поте лица собирает сумму на покупки, порой нарушая при этом все мыслимые моральные запреты. А во второй — когда с трудом приобретенная вещь теряет свою привлекательность, а в душе образуется прежняя пустота и жажда чего-то нового. А еще члены общества потребления живут под дамокловым мечом угрозы потери благополучия — от перманентного экономического кризиса до шаманских обещаний "конца света согласно календарю майя". Танталу было даже в чем-то легче — его манили настоящая вода и плоды. А современное человечество окружают пусть и дорогостоящие, но пустышки.

Впрочем, подобная погоня за призраками — меньшее зло, чем зияющее ничто, с которым сталикваются многие представители золотой молодежи. Они уже не получают удовлетворение от простых удовольствий — поэтому уходят в алкоголизм, наркоманию, да и попросту сводят счеты с жизнью, ощущая ее бессмысленность. Выходит, что даже мода может сыграть положительную роль. Недаром мудрый пастырь и исполненный любви христианин, святитель Феофан Затворник еще в конце XIX века писал: "Не спешите убеждать юную барышню, что фасон ее шляпки ничего не значит в жизни. Отбери от нее интерес к этой шляпке — а у нее, не ровен час, и другого смысла жизни не останется".

Читайте также: Кому нужна лицензия на убийство?

При всем при этом необходимо понимать, что смыслы жизни от современной культуры — не более, чем эрзац и профанация, низведение стремлений бессмертного человеческого духа, могущего удовлетвориться лишь чем-то себе подобным, своим первообразом — Богом. Проявления подобных высоких стремлений, разумеется, могут быть самыми разными. Например — в искреннем чувстве пусть к одному, но по-настоящему любимому человеку. Что, впрочем, не исключает, но лишь усиливает добрые чувства и к другим людям: ведь пребывающие в любви пребывают в Боге, а уж Он делает все, чтобы человек возрастал в своих совершенствах. Становился, вырастал в меру полного возраста Христова — а не имел какие-то материальные блага. Последнее, впрочем, тоже не воспрещается в христианстве — но лишь при условии осознания вторичного их характера. "Ищите прежде всего царства Божия и правды его — все остальное приложится вам", — говорил Господь.

И тогда происходит настоящее чудо. Если побудительной причиной человеческой деятельности становится любовь, то никакая жертва ради нее таковой не ощущается. А вознаграждением становится любовь ответная — то, что не купишь ни за какие деньги. И только тогда человек может вырваться из круга танталовых мук погони за приобретениями к настоящему счастью.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить