Мозг воспринимает дверные проемы как сигнал перезагрузить память

Дверные проемы отшибают память

Направился в другую комнату, пришел — и забыл, зачем, собственно, шел. Знакомая ситуация? Ученые создали остроумную и весьма логичную теорию, объясняющую подобную рассеянность "на ходу". Оказывается, в нашей забывчивости виноваты… дверные проемы. Наш мозг воспринимает их не только как границу пространства, но и как сигнал "перезагрузить" память.

К такому любопытному выводу пришла группа ученых из Университета Нотр-Дам (США, штат Индиана). Прохождение через дверной проем служит для мозга "границей событий". Прошел через дверь — "перезагрузил" память, и что ты там собирался сделать — уже несущественно.

Выяснилось это в ходе серии экспериментов. Исследователи просили участников ходить по комнатам и выполнять несложные задания, одновременно наблюдая за тем, как работает их память. Участников из первой группы попросили выбрать предмет на столе и поменять его на другой, лежащий на столе в соседней комнате. Такое же задание получила вторая, контрольная группа, только в данном случае оба стола находились в одной комнате (расстояние между ними было такое же, как у первой группы). Удивительно, но люди, переходящие из комнаты в комнату, в два-три раза чаще забывали, зачем они шли!

Более того, тот же результат показал эксперимент, проведенный… виртуально. Это позволило исследователям предположить, что дверные проемы выступают в качестве неких психологической границы, которая "обнуляет" наши воспоминания. Причем критическим является именно пересечение порога, а не смена среды. Чтобы проверить это, добровольцев просили пройти сквозь несколько дверных проемов — но так, чтобы их путь заканчивался в той же комнате, где начинался. Несмотря на возвращение в исходную среду, участники эксперимента забывали полученные задания еще чаще.

Наверное, ни к какой особенности своей психики люди не относятся так несправедливо, как к способности забывать. Каждый хоть раз в жизни мечтал о том, чтобы иметь абсолютную память. Нас тешит иллюзия, чтоб это позволило бы с первого раза запоминать наизусть любые нужные сведения, намного эффективнее учиться и работать, избавиться о необходимости повторять, зубрить и записывать какую-либо информацию. Просто мечта!

Кажется, что обладая абсолютной памятью, можно было бы стать едва ли не сверхчеловеком. Увы, в действительности все намного сложнее. Те немногие люди, которые в силу каких-то особенностей мозга действительно не были способны забывать, в жизни оказывались глубоко несчастны.

Читайте также: Секрет долговременной памяти разгадан

Одним из обладателей такой абсолютной памяти был наш соотечественник, Соломон Шерешевский, советский репортер и позже мнемоник. Он стал объектом многочисленных научных исследований, когда уже во взрослом возрасте знакомые и коллеги Шерешевского обнаружили, что его память не просто великолепна — она абсолютна. Около 30 лет, начиная с 1926 года, за Шерешевским велись научные наблюдения. Психолог и ученый Александр Романович Лурия изучал особенности психики этого удивительного человека. По материалам своих исследований и разговоров с Шерешевским Лурия написал книгу, назвав ее "Маленькая книга о большой памяти".

"Он производил впечатление несколько замедленного,иногдадажеробкого человека, который был озадаченполученным поручением. (…) он не видел в себе никаких особенностей и не представлял, что его память чем-либо отличается от памяти окружающих", — так описал Лурия их первое знакомство. Спустя несколько лет Шерешевский оставил карьеру репортера, став профессиональным мнемонистом -демонстрировал свой уникальный дар публике.

К сожалению, его остальная жизнь была совсем не блестящей. Как констатировал Лурия, память этого человека буквально поглотила его личность. "Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить. Никто не работает над вопросом: как лучше забыть? С Ш. (Шерешевским. — Ред.) происходит обратное. Как научиться забывать? — вот в чем вопрос, который беспокоит его больше всего", — писал Лурия.

Интересно, что ученый также описывал Шерешевского как человека без каких-то определенных целей в жизни: "…он поступил в музыкальное училище, хотел стать скрипачом, но после болезни уха слух его снизился, и он увидел, что вряд ли сможет с успехом готовиться к карьере музыканта. Некоторое время он искал, чем бы ему заняться, и случай привел его в газету, где он стал работать репортером. У него не было ясной жизненной линии, планы его были достаточно неопределенными".

Возможно, у ребенка, который с первого раза мог запомнить все что угодно, не было стимула активно интересоваться чем-либо. Возможно также, что огромная память Шерешевского просто поглощала все ресурсы его психики, делая его апатичным. Стоит по-настоящему представить, каково было бы не забывать ничего: ни болевых ощущений, ни самых неприятных моментов в жизни, ни ненужной информации, плохих книг и фильмов — как сразу хочется поблагодарить способность нашей памяти стирать какую-то часть прошлого.

Кстати, кроме забавного свойства дверных проемов, есть еще ряд факторов, помогающих нам забывать. Конкурирование информации — если мы получаем новые, "дополненные или исправленные" сведения о каком-то ранее знакомом явлении или предмете, то в памяти сохраняются более свежие данные. Неиспользование информации — то, что не "обновляется" и не употребляется регулярно, становится все сложнее вспомнить. При этом информация может не исчезать до конца, но нейронные пути без тренировки исчезают, и воспоминание становится сложно извлечь. Но если кто-то более памятливый скажет: "А помнишь, как мы с тобой в школе…" — в некоторых случаях вы можете внезапно вспомнить эпизод, давно, казалось бы, забытый.

Читайте также:Не помню и молчу — отключаем память

Если вы просматривали некие рабочие материалы, а в этот момент пришел коллега и рассказал вам что-то интересное, велика вероятность того, что рассказ коллеги вы будете помнить гораздо лучше, чем нужные по работе данные. Это пример не лени, а интерференции — явления, когда в процессе запоминания какой-либо информации в вашу память вторглась другая, тоже значимая для вас. Чтобы вспомнить более ранние сведения, теперь понадобится больше усилий. Еще один милосердный механизм памяти, мотивация к забыванию, помогает стереть или существенно ослабить яркость травмирующих воспоминаний.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить