100 лет исполняется лидеру КНДР Ким Ир Сену

Ким Ир Сен - отец корейского марксизма

"Правда.Ру" продолжает цикл рассказов о тех, кто вершит мировую политику. Сегодня в центре внимания — основатель северокорейского государства, руководивший страной более 20 лет — с момента ее появления на карте, родоначальник идей Чучхе Ким Ир Сен, чей столетний юбилей с размахом отмечается в эти дни в КНДР.

Есть ли что-то общее между идеями Чучхе и марксизмом, как Ким Ир Сен оказался первым среди равных, кто придумал корейский ГУЛАГ — об этом и многом другом "Правда.Ру" побеседовала с ведущим научным сотрудником Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константином Асмоловым.

— Столетие — достаточный срок, чтобы можно было дать объективную оценку северокорейскому лидеру. Ким Ир Сен для Северной Кореи — это фигура скорее героическая или трагическая?

Читайте также: Весь мир ополчился на КНДР из-за спутника

— Ким является основателем государства. И хотя его официальная корейская биография в достаточной степени отходит от реальности, но даже она, не особо приукрашенная фанатами Кима, но отходящая от легенд, которые сочиняли против него антикорейские силы, то личность получится интересная и выдающаяся. У нас получится один из немногих успешных партизанских командиров, который воевал до последнего, причем в условиях, которые бы даже белорусским партизанам показались адским адом, поскольку у корейских партизан нормальной Большой земли не было.

То, что Ким четыре года провел в СССР, не является характерным для него фактом. Изрядное количество представителей других фракций, и даже его основной политический соперник тоже провел на территории СССР не меньший срок — только не в 40-е, а в 30-е годы.

Как Ким Ир Сен оказался у власти — довольно интересный вопрос, поскольку есть, пусть и не совсем официальная точка зрения, которая говорит о том, что фракционная борьба была острой, и возникает ощущение, что на пост руководителя поставили молодого, исходя из принципа, чтобы никому не было обидно. И даже до окончания войны Ким Ир Сен был первым среди равных.

Классический культ личности, который мы знаем, сформировался уже в 60-70 годы. Но так у нас не все достаточно хорошо представляют историю Кореи, то все помнят позднего Ким Ир Сена примерно так же, как помнят позднего Брежнева, забывая о том, что перед нами действительно и фронтовик, который с ружьем бегал, а не просто где-то отсиживался, в то время как кто-то за него писал мемуары, и человек, у которого был довольно интересный административный опыт.

Читайте также: Они делают историю: Ли Мён Бак

Понятно, что Северная Корея довольно быстро превратилась в почти идеальную антиутопию. Но надо помнить и том, что Ким Ир Сен был одним из первых, кто начал искать пути выхода. И умер-то он как раз когда начал подыскивать место для саммита с руководителями Южной Кореи, который предполагался в 1994 году.

— Какой фактор повлиял на превращение КНДР в идеальную антиутопию?

— Их было очень много. Во-первых, нужно помнить, что в то время представлял из себя Юг, который только в середине 70-х догнал Север по темпам экономического роста и общему уровню жизни. Во вторых, сыграло свою роль преобладание классических корейских националистов — а Ким всегда был не столькокоммунистом, сколько левым националистом. Ведь Корея исторически всегда была маленькой страной на пересечении интересов великих держав. Этим и объясняется стремление националистов к независимости и самостоятельности.

Кроме того, в Северной Корее была сильна геронтократия, а те, кто прошел с вместе с Кимом через партизанские годы — люди с менталитетом советских блокадников, считающих, что "те лишения пережили — и эти тоже переживем".

— Идеи чучхе — это марксизм или нет?

— На каком-то этапе это называли марксизмом. Чучхе — это идеализм чистой воды. Одна из основ идеологии в том, что человек правильно мотивированный в состоянии преодолеть объективные трудности. С моей точки зрения, внешний фасад Северной Кореи, как, впрочем, и Южной, на каком-то этапе маскировал внутреннюю структуру, и потому Ким Ир Сен заговорил об опоре на собственные силы. То есть, шло строительство идеального с точки зрения лидеров корейского общества, но коммунизма там было всё меньше и меньше. Даже в лучшие времена КНДР была похожа на СССР процентов на 50.

— Вы говорили о многочисленных "черных мифах" в отношении Ким Ир Сена…

— Поскольку Ким Ир Сен был для японцев своего рода Шамилем Басаевым, то также, как у нас Басаева несколько раз убивали по принципу "уж на этот раз точно уничтожен", то и японцы распространяли слухи вроде того, что Ким Ир Сенов несколько, а "вот этот" — не настоящий. Другое дело, что раньше он подписывался не как Ким Ир Сен и считал себя китайцем корейской национальности.

Читайте также: Сын Ким Чен Ира хоронит КНДР

Разговоры про корейский ГУЛАГ велись и при Ким Ир Сене, и при Ким Чен Ире, тем более, что антикоммунистическая пропаганда никуда не делась. На Юге в своё время был даже специальный жанр — антикоммунистическая драма, которая должна была живописать ужасы на Севере.

На самом деле, конечно, без репрессий не обошлось. Затем, на следующем этапе, общество было достаточно традиционным. Тем более, что в условиях конфуцианской морали, многие ограничения личной свободы, которые для европейцев были сродни ужасному ярму, воспринимались более спокойно.

— Страна, которую создавал и пестовал Ким Ир Сен, это путь в тупик?

— Это, безусловно, движение не вперед, а куда-то в иную сторону. Но нельзя кидать все шишки только на Ким Ир Сена, поскольку есть и вина внешних обстоятельств. Да, на каком-то этапе северокорейское руководство совершило ошибки, похожие ошибки советского руководства, которые привели к застою. Надо помнить и о том, что независимость обернулась и тем, что ни СССР, ни Китай не помогали КНДР, поскольку независимость предполагала в том числе и грамотное лавирование между КПН и СССР.

На данный момент ситуация на Севере достаточно тяжела, но это не тот адский ужас, о котором у нас любит говорить демократическая пресса. Во всяком случае, голода там давно уже нет. Есть однообразная скудная пища и недоедание, но отнюдь не постоянный голодомор.

Для российской аудитории отношение и к Северной Корее, и к Ким Ир сены перекрываются их личным отношением к СССР — они воспринимают КНДР, как клон Советского Союза, опрокинутый в прошлое. Но это, как уже было сказано, совершенно не так.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Лев Правдин
*
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы кндр
Обсудить