В чем особый героизм крейсера "Аврора"?

"Колыбель революции" утопили под Питером

Ровно 115 лет назад, 4 июня 1897 года, на верфи "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге начато строительство крейсера "Аврора", впоследствии ставшего "героическим", "легендарным" и вообще "колыбелью революции". Но в чем, собственно, "героизм" крейсера? Давайте попробуем разобраться. Может, не такой уж он и героический, как мы привыкли думать?

И действительно — никаких особых подвигов корабль за свой долгий век так и не совершил. Хотя выстрел из бакового орудия "Авроры" в отдаленном приближении чем-то неординарным назвать, по-видимому, можно. Считается, что именно с этого выстрела началась революция — так наше поколение в школе учили.

Свое название крейсер получил в честь фрегата "Аврора", защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны (1853-1856 годы). Строительство корабля началось 4 июня 1897 года в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое адмиралтейство". Крейсер "Аврора" был спущен на воду 24 мая 1900 года при личном участии царя Николая II, а в июле 1903 года вступил в строй боевых кораблей флота России.

Читайте также: Лицо с банкноты, или Мать 8 марта

В сентябре 1903 года "Аврора" в составе отряда крейсеров была отправлена на Дальний Восток, где занималась Русско-японская война. 27 и 28 мая 1905 года крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80-ти ранеными. Как выяснилось, в этом историческом сражении "Аврора" выпустила по японским кораблям 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. Правда, ущерба противнику от этих выстрелов было нанесено немного.

В отличие от большинства остальных русских кораблей, прошедших Цусимский бой, крейсер "Аврора" избежал уничтожения и вместе с двумя другими крейсерами сумел прорваться в нейтральный порт Манилу, где и был интернирован 25 мая 1905 года.

В 1906 году крейсер "Аврора" своим ходом вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса. С осени 1911 по лето 1912 года "Аврора" ходила в дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Таиланда, также посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

"Аврора" приняла участие в Первой мировой войне, правда, геройских дел за крейсером замечено так и не было. В конце 1916 года корабль был отправлен для серьезного ремонта в Петроград на франко-русский завод.

Крейсер одним из первых присоединился к Февральской революции и поднял красный флаг. Большинство экипажа в 1917 году присоединилось к большевикам. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета команда "Авроры" захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города.

По легенде, 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия "Авроры", произведенный по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. Однако, по мнению некоторых историков, которые изучали документы, относящиеся к Октябрьской революции, выстрел был сделан из Петропавловской крепости — на самой "Авроре" якобы вообще не было боеприпасов, ни боевых, ни холостых по причине нахождения ее в ремонте.

Впрочем, сейчас ни доказать, ни опровергнуть сей факт уже не представляется возможным. Так или иначе, те советские "пиарщики", которые и сделали "Аврору" настоящей легендой, рассчитали верно. Конечно, куда романтичнее начать революцию с выстрела корабельного орудия, чем берегового.

28 ноября 1917 года "Аврора" после ремонта вернулась в свою бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового Рабоче-крестьянского красного флота на добровольных началах большая часть команды демобилизовалась. В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован.

С 1922 года "Аврора" снова становится учебным судном, но в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума. После войны "Аврору" подняли, отреставрировали и поставили на вечную стоянку.

В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную: по сути, ему отрезали нижнюю половину и приварили новое днище. Так что тот корабль-музей, который радует глаз любителей военно-морской истории, уже наполовину не "Аврора".

Читайте также: Путевка в прошлое, или Назад… в СССР!

Подводная часть крейсера была утилизирована и затоплена у населенного пункта Ручьи Кингисеппского района недалеко от Санкт-Петербурга. Торчащие из воды части остова в 1980-х годах прошлого века растащили на стройматериалы жители близлежащего поселка.

В июле 2010 года к историческим обломкам впервые отправилась экспедиционная группа подводных исследователей из Москвы и Санкт-Петербурга, но проведению детального осмотра остова крейсера помешала плохая видимость под водой, вызванная сильным волнением. Так что как поживает реальное днище корабля, из которого сделали "легенду", "героя" и "колыбель революции", неизвестно…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить