25 лет назад Матиас Руст приземлился на Красной площади

Руст: Через границу в День пограничника

Немецкая пресса прозвала Матиаса Руста Kreml-Flieger— "кремлевский летчик". Майским днем в сердце столицы Советского Союза, рядом с мавзолеем Ленина, да еще в День пограничника приземлился небольшой спортивный самолет, которым управлял летчик-любитель. На поверку юнец оказался этаким романтиком с задатками авантюриста.

За 25 лет чего только не было сказано самим Матиасом Рустом и больше всего о нем и его незабываемом полете. Может быть, всей правды мы пока не узнали, но поумнели и теперь воспринимаем его неожиданное появление на Большом Москворецком мосту не так болезненно, как в тот майский день 1987 года, когда всех взбудоражило произошедшее.

Нет нужды перечислять тогдашние обиды. После заявлений бравых военных, что "наша граница на замке", с неба в виде четырехмоторной "Сессны" упал плевок на погоны советских пограничников. Далекие от засекреченной армии гражданские штафирки объясняли произошедшее (снова прозвучало "немцы в городе") бездарным военным руководством или находили оправдание в курсе нового генсека.

Почти пятью годами раньше советский истребитель сбил гражданский южнокорейский "Боинг", и это привело к очередному витку скандала с США и Западом. Михаил Горбачев, взявший курс на перестройку и гласность, а накануне прилета незваного гостя встретившийся в Рейкьявике с президентом Рейганом, не допустил подобного инцидента.

В настоящее время стало многое известно и о возможностях наших ПВО и об отсутствии политической воли у тогдашнего советского руководства. Игравший в политические бирюльки Горбачев желал убрать со своего пути строптивых и несговорчивых военных. Во всем этом есть как доля истины, так и домысла.

Читайте также: Молдавия мечтает сбивать самолеты РФ

Совокупно все факторы способствовали появлению какого-нибудь авантюриста, и он объявился в облике 19-летнего западного немца. О том, что мы имеем дело с юношей-романтиком, а не с агентом спецслужб, следователям КГБ стало ясно еще тогда. Последующая жизнь Матиаса Руста служит тому подтверждением. Вот только ирония судьбы заключается порой в том, что романтические порывы приводят иногда на скамью подсудимых и происходит с человеком метаморфоза.

Жил-был недалеко от Гамбурга юноша Матиас Руст, мечтавший об идеальном обществе и даже придумавший для него красивое имя — Lagonia. Лагония — это мир без "железного занавеса", войны и ядерного оружия. В этом утопическом государстве, преисполненные уважения друг к другу, совместно должны были жить-поживать да добра наживать американцы и русские, капиталисты и коммунисты.

Матиасу Русту, который как пацифист проходил альтернативную воинскую службу в медицинском учреждении, а не среди новобранцев бундесвера, приглянулась хорошенькая медсестричка Стефания В. (Stefanie W.). Когда юная особа высмеяла незадачливого ухажера и отшила посланника мира, он в состоянии аффекта дважды ударил ее ножом в живот. Позже пострадавшая отвергла попытку Руста загладить свою вину букетом цветов.

Наказание за нападение с ножом на коллегу, сам Руст сейчас расценивает как более "уместное", нежели практически тот же самый срок, который он получил за воздушное хулиганство в Москве. Впоследствии он рассказывал, что обратился к девушке, которая ответила тогда что-то такое, что задело любимую мозоль миролюбивого Матиаса.

Около трех лет назад в беседе с таблоидом Bild am Sonntag, Руст откровенничал: "Большую часть времени я, как бизнесмен, живу в Эстонии, устраивая лодочные гонки и авторалли, а также сотрудничаю с машиностроительными фирмами. У меня довольно средств к жизни, чтобы больше не работать". Более того, он стал профессиональным игроком в покер.

Читайте также: Двойной стандарт патрулирования

По собственному признанию, Руст курсирует между Эстонией, своим родным городом Веделем и Карибскими островами, открыв для себя игру в карты в качестве нового источника дохода. "Однажды на яхте только за пять вечеров я выиграл 750 000 евро", — признался он журналистам. Не секрет, что рассказ о своем полете в Москву он тоже продает не дешево. Кроме того, "кремлевский летчик" обещал осчастливить человечество, издав к 25-летию со дня полета свои мемуары.

Произошедшее с главным героем той давней истории позднее его приземления на Красной площади рисует облик Руста не менее наглядно, чем многочисленные интервью с ним и обещанные им к юбилею мемуары. Политические циники, каждый как мог, воспользовались полетом Руста, нацепившего на голову мотоциклетный шлем в наивно-детской надежде, что боевой советский летчик пожалеет такого чудака.

Насмерть перепуганный Матиас, когда над ним пролетел истребитель, проявил куда как больше выдержки, нежели когда ему отказала красотка. Только вот сумел ли он по-настоящему распорядиться своей в буквальном смысле слова свалившейся с неба популярностью? Не прозябает, и того довольно. Стрижет купюры с до сих пор бегающих к нему репортеров — так ведь сам бог велел! Не пожал руку Горбачеву — спасибо, что из кутузки выперли через 14 месяцев.

Читайте также: Германия борется с духом "Штази"

Что же имеет в сухом остатке "кремлевский пилот"? Прахом пошли оба его брака, срок светил за кражу кашемирового пуловера, вскрылся подлог с непокрытыми чеками и обман владельца Гамбургской школы йоги. Кажется, теперь все стало ясно.

"Русские не поняли кремлевского летчика еще 25 лет назад. Для многих немцев он остался загадочным до сегодняшнего дня", — свидетельствует сегодня Spiegel.

Смешно слышать, когда полету Руста приписывают то, чего и в помине не было да и быть не могло. Нельзя путать повод и причину. Если даже такое событие как убийство, например, эрцгерцога Франца Фердинанда всего лишь повод для развязывания бойни, но причины, приведшие к Первой мировой войне гораздо глубже. Руст так никого и не убил, даже не развалил СССР, о чем пишут бойкие перья. Курьезный человечек своим курьезным поступком высветил беды и проблемы тогдашнего советского общества.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить