Индусы весьма чтут Агни-Огонь, Сому-Месяц и Яму - царя умерших

Индийские боги - Агни, Яма, Сома...

Мы завершаем наш рассказ о богах и богинях с берегов Инда. В предыдущих статьях говорилось о творении мира из Золотого Яйца, о порождающем и разрушающем Шиве, о творце мира Брахме и других небожителях индийского пантеона. Сегодня речь пойдет о боге, воплотившем сущность огня — Агни, о царе богов Индре, о боге Солнца, боге месяца и боге умерших…

Самую сущность огня воплотил в себе Агни. Его жар наряду с собственным светом изливает с небес на землю Солнце. Он же — огонь поднебесный, которым напоены соединяющие небо и землю молнии. Наконец на земле его же и его силу видят индусы в кострах и пожарах. Немыслима жизнь без жаркой силы Агни, и в каждой частице мироздания таится доля его силы. Он — это и рождение, и смерть, и никому из богов пантеона не уступает он по мощи и не знает препятствий.

Силой, которую он отделяет от себя, наполняет своё оружие бог-громовержец Индра. Его теплом насыщается бог Солнца Сурья, даря ему в ответ свой свет.

В индуизме Агни является в своем роде посредником между людьми и богами. Он сжигает на кострах жертвенные подношения, приносимые богам людьми, доставляя таким образом до небожителей дары смертных. Плоть умерших обращает Агни в дым и вместе с этим дымом возносит их души на небо, в обитель предков. Переоценить же значение его силы, огня, для повседневной жизни человека и вовсе невозможно.

Едва ли не все индоевропейские народы, если вообще не все народы Земли, знали когда-то и почитали бога-громовержца, бога-воина. Индра — повелитель гроз в индусском пантеоне. Грозен он, преисполнен воли к власти, неукротим нравом до жестокости, исполнен великой силы. Это он, согласно Ведам, когда-то заставил могучей рукой вращаться все светила вокруг Полярной звезды, подобно тележному колесу.

Индра — царь богов. И как подобает царю, он выходит на бой с опаснейшими противниками, грозящими погубить все мироздание. Так, когда великий змей Вритра (являющийся, вероятно, отражением воспоминаний пришедших в Индию с севера ариев о полярной ночи) сковал своей силой реки и похитил Солнце, скрывшись с ним во мраке глубочайшей бездны и погрузив мир в непроглядную тьму… Так вот, в этот момент именно Индра бросился за ним в погоню, сопровождаемый, согласно некоторым преданиям, Вишну, в долгой битве одолел змея Вритру и освободил Солнце. А тяжкой была та битва, и много ран получил Индра, и не выстоять бы ему, если бы не питали его молитвы и песнопения людей, отчаянно желавших его победы.

Читайте ранее: Индуизм: мир из Золотого Яйца

Хотя зовется Вишну властителем солнечного диска, но в индусском пантеоне бог Солнца — фигура самостоятельная. Это Сурья, даритель света, брат Вишну. Не помнят сказания за ним таких подвигов, как за его братом, или, например, за Индрой; но любят его люди, являющиеся по сути, согласно Ведам, его внуками. Он дарит им свой свет, и тепло, и радость. Дарит он и свою любовь небесным и земным красавицам, и напрямую от него, согласно преданиям, ведет происхождение благородный род Солнечных правителей.

Владыку усопших в индуизме зовут Яма. Рожден он был некогда дарителем света Сурьей, но хоть и произошел он от бессмертного небожителя, божественностью и бессмертием наделен не был. В образе его, его сестры и супруги Ями и их брата Ману сотворил Сурья первых людей. И случилось так, что сын другого бога, Адхарма Беззаконного, — Мритью, Смерть, Погубитель жизни — похитил жизнь Ямы. Погиб Яма, первый из людей, и показал через это Мритью тысячам будущих поколений смертных путь, которым им придется проследовать. Лишено было человечество права на вечную жизнь среди бессмертных, но в назначенный срок должна расставаться душа человека с телом.

По прошествии времени Яма однако возродился и обрел бессмертие, но уже не на небе, а в глубинах подземного мира. Стал он царем обители, в которую приходят души усопших. Царем умерших стал он и судьей, и строго судит он их по их земным делам.

Ведают мудрые, что было время, когда не было ночи, а только один сплошной день. Позже боги установили, что ночь и день должны сменять друг друга, и могучий владыка вод и неба Варуна определил порядок движения небесных светил. С тех пор стал покидать небосвод на ночь солнечный бог Сурья, и ночной мрак рассеивал теперь своим легким серебристым светом месяц Сома.

Читайте ранее: Боги и богини с берегов Инда

Родился месяц так давно, что ни боги, ни люди не могут сказать, когда же впервые начал он путешествовать по небу. Нет и единства во мнениях, порожден ли он Брахмой, взмыл ли он в небо сам из глубин молочного океана, когда боги добывали амриту и многие иные боги и чудесные создания пришли в мир. Может быть и так, что был он некогда человеком, великим брахманом и знатоком Вед, силой своего подвижничества изменил свою природу и стал одним из небожителей.

Каково бы ни было происхождение Месяца-Сомы, известен он следующим дхарме не только как ночное светило, но и как великий целитель, знаток тайного, и Вед, и иной мудрости. Из жертвенных даров он более всего любит дым сжигаемых целебных трав, а также приношения напитка, носящего его, Сомы, имя. Этот напиток пьет он сам и делится им с Индрой, и Шивой, и пребывающими, согласно некоторым из священных текстов, в его обители духами предков людских. Разделяя с Сомой напиток, те, кого он угощает, набираются сил — для продолжения ли жизни, как духи предков, или для свершения новых подвигов, как великие Индра и Шива.

Лишь малую долю тех богов, о которых рассказывают Веды и иные писания и которых почитают и любят следующие дхарме, вспомнили мы сейчас. О тех же, кого мы назвали, сказать можно было бы много больше. Но, увы, пространство статьи ограничено, и потому завершу я теперь дозволенные речи.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Илья Стиггский
Илья Стиггский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Темы индия