Вигилянский: враги Церкви ниже плинтуса

Снеся несколько ушатов грязи, вылитой в СМИ и интернете, Церковь дала ответ хулителям, критикам и злобствующим. 22 апреля, в неделю апостола Фомы, по всей России прошло молитвенное стояние в защиту веры, поруганных святынь Церкви и ее доброго имени. Пришедших на стояние к Храму Христа Спасителя возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Надо сказать, что эта инициатива иерархов Церкви была вызвана участившимися в последнее время случаями нападок на Русскую Православную церковь. Это и панк-молебен в Храме Христа Спасителя, и информационная война, развязанная СМИ, и оскверненные святыни в Невинномысске и Великом Устюге и т. д.

Читайте также: Кураев vs Алексеев: бассейн или статья УК?

Для молебна в Москву были привезены поруганный поклонный крест из Покровского кафедрального собора Невинномысска, иконы из храма Прокопия Праведного в Великом Устюге и Казанский образ Божией Матери из устюжского храма Георгия Победоносца, простреленный пулями в начале 20-х годов XX века, а также ковчег с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня.

С крестным ходом святыни были обнесены вокруг Храма Христа Спасителя, затем прошел молебен (чинопоследование молебна можно посмотреть на сайте Патриархии), а в конце Патриарх обратился с Первосвятительским словом, призвав верующих предстоять Богу и молиться Ему о процветании России. Патриарх также предостерег от повторения ошибок, сделанных нашим народом в XX веке, которые чуть не погубили Россию. Он также заявил, что не благословляет и никогда не благословит реставрацию поврежденных святынь — они должны постоянно напоминать верующим о том, как на самом деле относится к христианству "внешний мир".

По оценкам полиции, молебен собрал около 65 тысяч человек, а по свидетельствам очевидцев, не меньше 80 тысяч. На него съехались настоятели и настоятельницы монастырей со всей России, монахи, православные активисты, общественные деятели и просто верующие.

"Были все люди церковные, знающие, какой рукой креститься и помнящие Символ Веры. Никаких свезенных бюджетников не наблюдал, безобразий и провокаций — тоже", — так отозвался о молебне в своем блоге православный писатель и журналист Сергей Худиев.

Многие западные СМИ окрестили этот молебен "демонстрацией силы Церкви в путинском государстве". Мы попросили представителей Церкви и православной общественности прокомментировать это высказывание, а также рассказать о собственных впечатлениях.

О. Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской Патриархии.

— Подобного рода комментарии — это еще одно доказательство, что существует информационная война против Церкви, и она согласуется с теми нападками, которые существуют на протяжении нескольких лет. Политизировать молитвенное стояние и молитву — это падать ниже плинтуса. Тогда они должны любое богослужение рассматривать только с политической точки зрения. Это высказывание в духе большевистских и антирелигиозных кампаний, которые всегда заканчивались большой кровью, когда по религиозному признаку были убиты сотни тысяч людей. "Непрестанно молитесь", — говорится в Священном Писании, и предназначение церкви и состоит в том, чтобы люди собирались вместе на молитву. В прошлое воскресенье молебен проходил на улице, так как Храм Христа Спасителя не мог вместить всех верующих.

— Подобные массовые молебны были когда-нибудь раньше?

— Да. Например, Патриарх Тихон в 1918 году вывел около полумиллиона человек на Красную площадь, а в 1993 году Патриарх Алексий молился перед иконой Владимирской Божьей Матери, которую принесли из Третьяковской галереи, и некоторые считают, что этой молитвой была приостановлена гражданская война. В случае с данным молебном, если кто-то думает, что это был чисто политический шаг — пусть так считают, потому что Церковь не будет никогда оправдываться перед другими.

Читайте также: Нужна ли христианину гражданская позиция?

Мы и так знаем, что мы очень сильны. У нас этнических православных 80 процентов, а тех, кто называет себя православными, 65 процентов, нам не нужно демонстрировать силу. Мы знаем, что мы сильны, и поклонение Поясу Пресвятой Богородицы это показало. Есть такое русское выражение: бежит, как черт от ладана. Беса так корежит сейчас от того, что происходит в Церкви, что люди молятся Богу, что по-другому это прокомментировать невозможно.

 

— Как вы считаете, не происходит ли сейчас в нашем обществе что-то похожее на 1917 год - судя по молебну, который был организован?

— Я так, конечно, не считаю, но некий фундамент для новых гонений подготавливается. Вы почитайте, что пишут в интернете, на форумах: отовсюду раздаются призывы, что священников нужно вздернуть, или постоянно звучит такое мнение: "Я не люблю советскую власть, но единственное правильное, что они сделали — это то, что уничтожили церкви". Также пишут, что с удовольствием сплясали бы джигу на могиле Патриарха. Это обычные комментарии, которые сейчас гуляют по интернету, но их не было еще год назад. Вот до чего довела эта кампания в СМИ. Мы прекрасно знаем, кто начинал эту кампанию, какие СМИ ее поддерживали, но выступать против Церкви — это плевать против ветра, это плевать на свой народ. Когда эта волна пройдет, останется грязь, и эти силы от нее не отмоются долгие годы, а самое главное, этот якобы либерализм на самом деле реванш большевистского мировоззрения. Их взбесило, что мы молились перед иконами, которые пострадали от рук вандалов, а теоретиками этого вандализма оказались наши СМИ и часть оппозиционной элиты.

Кирилл Фролов, политолог, глава Корпорации православного действия.

— Геополитические противники России не хотели допускать этого молебна. Им это как кость в горле, поэтому нам не надо извиняться за него. Это была демонстрация силы нашей веры, нашей церковной организации, мы будем выступать дальше, потому что это спасительно для России. Без крепкого союза Патриарха Кирилла и Владимира Путина Россия не прорвется вперед, не выйдет из духовно-нравственного кризиса, не решит проблем молодежи — наркомании и алкоголизма, поэтому беснование по поводу массового молебна совершенно объяснимо. Церковь встает на ноги, православная активность налицо — джинн вырвался из бутылки, и обратно его не загонишь. Более того, на фоне всех этих игр с международным проектом открытого правительства и других проектов, угрожающих суверенитету России, РПЦ обосновывает точку зрения, почему Россия должна быть сверхдержавой — все это очень не нравится противникам нашей страны, сильной и независимой. Кампания против Церкви — это кампания против легитимации самой российской государственности, поэтому антипутинские и антикирилловские кампании — звенья одной цепи борьбы против России. Более того, проиграв большой Майдан на Болотной площади, антироссийские силы взялись за районы Москвы, создавая прецеденты "болотных революций" в московских районах.

— Каким образом?

— Эти силы теперь создают свои "майданчики" и "тахрирчики" в спальных районах Москвы и пытаются таким образом противостоять строительству 200 храмов в Москве. Они засыпают жителей районов Москвы листовками против Патриарха Кирилла и против строительства этих храмов, пугают тем, что Церковь вырубит все деревья, приведет туда бомжей и устроит антисанитарию. Я предлагаю создать в ответ на эти провокации российский вариант "Народных благовестников" — сообщество патриотов-миссионеров, подобное тому, что создал сербский святой Николай Велемирович в пику безбожной пропаганде в Сербии в 20-е годы XX века.

Читайте также: Pussy Riot - цинизм или вольница?

Алексей Шеремета, участник молебна, представитель миссионерской школы о. Даниила Сысоева:

— Этот молебен, а также субботний байкерский автопробег показали, что наше общество поддерживает Православную Церковь, что оно в целом проклерикально и религиозно. Я сам был на молебне и видел там не только бабушек и дедушек, но и молодежь, и даже детей, и видел их глаза. Было видно, что эти нападки коснулись лично каждого верующего. Этот молебен показал, что провокации с часами и квартирами Патриарха, все, что нагнетают СМИ, оплачиваемые из-за рубежа, не пройдут. Тот факт, что наш президент религиозно настроенный человек, не означает, что Церковь слита с государством. К сожалению, на данный момент Церковь у нас все еще отделена от государства по многим причинам. Церковь выполняет функцию спасения души человека, и она не является служанкой власти. Она использует власть, связи с властью для решения тех или иных, в том числе нравственных, вопросов.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юлия Богородская
Юлия Богородская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить