Симон Волхв - отец всех христианских ересей

Ересь Симона Мага: благодать по сходной цене

Мы продолжаем серию статей, посвященных такому явлению, как ересь. Что это — "полезное разномыслие" или опасное искажение веры? Как и почему возникали ереси? Существуют ли последователи древних ересей и в наши дни? В предыдущих статьях мы начали рассказ о гностицизме — одном из самых первых течений, попытавшихся переварить молодое христианство… Оказывается, именно гностиком был человек, считающийся отцом всех христианских ересей.

Церковь отвергала гностицизм как чуждое и губительное учение. То, что оно пыталось сделать с христианством, остроумно описал святитель Ириней Лионский: "…как если бы кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожил бы представленный вид человека, представил бы и привел бы в другой вид эти камни и сделал бы из них образ пса или лисицы, и об этом негодном произведении отзывался бы потом и говорил: вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник".

Основателем гностицизма, да и вообще всех ересей в Церкви, считается Симон Волхв (Симон Маг). Об этом интересном персонаже упоминается даже в Священном Писании, в Деяниях Апостолов, написанных евангелистом Лукой. Правда, там он выглядит скорее раскаявшимся грешником, нежели великим ересиархом. Дело происходило в Самарии — области, издревле "еретической" для иудеев. "Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся" (Деян.8:9-13).

Читайте также: Гностицизм — ересь, не дающая миру шанса

А вот дальше новообращенный волшебник, что называется, проявил себя. "Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго" (Деян.8:18-19). Вот так, без лишних сложностей. Никаких таинственных мистерий, путешествий в Шамбалу, долгих лет ученичества. Ничего из того, что обычно можно ожидать от чародея, возжелавшего приобщиться к тайному знанию. Это персонажи позднейших легенд совершают страшные ритуалы, чтобы приобрести магическую силу, томят свою плоть аскезой, ожидая просветления… А человек, которого принято считать отцом всех ересей и великим колдуном, подходит к вопросу по-деловому. Я вам деньги, вы мне Духа Святаго.

Реакция апостолов на столь практичный подход к их вере была вполне предсказуема. "Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды" (Деян.8:20-23).

Можно только подивиться мягкости отповеди, которую получил Симон из уст своего тезки (апостола Петра звали Симон, Петр — "камень" по-гречески — это прозвище, данное Христом Своему ученику). Особенно если вспомнить горячий нрав апостола, единственного из всех учеников с оружием в руках бросившегося на защиту Учителя в Гефсиманском саду.

Вразумление подействовало. Трудно сказать, насколько раскаялся Симон Маг в своей глупости, но испугался он сильно. "Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами" (Деян.8).

Читайте также: Мандеи: древняя ересь "назло всем"

А вот о дальнейшей судьбе этогодуховногокоммерсантамыузнаемужеизразнообразныхпреданий. Судяпо этим преданиям, Симон все же решил пойти своим путем, не сумев отказаться от соблазна "выдавать себя за кого-то великого". Великие тоже бывают разные, и, надо сказать, мелочиться Симон не стал. По словам святого Иустина, земляка мага-авантюриста, Симон "учил, что он есть тот самый, который между иудеями явился как Сын, в Самарию нисходил Отцом, к прочим же народам пришел как Святой Дух". Эту версию Симон активно подкреплял многочисленными чудесами, производившими очень сильное впечатление на людей.

Кроме культа собственной личности, самарийский волшебник стал проповедовать довольно странное учение, которое позже "опознали" как один из самых ранних случаев гностицизма. В городе Тире Симон выкупил из публичного дома женщину по имени Елена, томившуюся там десять лет. Эту Елену Симон провозгласил ни много ни мало творческой мыслью Бога (то есть своей), и личность бывшей путаны оказалась причудливым образом вплетена в доктрину новой секты.

Согласно учению Симона, творческая мысль породила власти и ангелов, которые и сотворили наш материальный мир. Но ангелам, видимо, было неприятно осознавать себя чьим-то творением, и дальнейшая судьба Елены была весьма печальна. Ее порождения захватили свою создательницу и заключили в оковы плоти, обрекая на многочисленные перерождения. Именно из-за Елены в ее предыдущем воплощении вспыхнула Троянская война. Наконец, несчастная попала в бордель, куда за ней, своей пропавшей овцой, явился Бог (то есть Симон), мыслью которого она являлась.

Читайте также: Ересь Маркиона: злой демиург и добрый Бог

Видимо, личные отношения Симона и Елены непосредственно выразились в этой доктрине. Несмотря на всю ее причудливость и сложность, здесь хорошо прослеживается, как удачливый колдун и неудавшийся апостол пытался подогнать христианское учение под свою авантюру. Заблудшая овца, которую ищет добрый пастырь — это не каждый грешный человек, а именно Елена, творческая мысль. Симон приходил к Иудеям как Сын (Иисус Христос), но человеком, конечно, никогда не был и страдать не мог. Христианское учение о спасении благодатью, а не заслугами Симон перетолковал так, что праведность не нужна вовсе, как установление низших ангелов, а его последователи могут очень многое себе позволять. Естественно, последователям это пришлось весьма по душе.

Отнюдь не протестовал Симон и против почитания себя и Елены язычниками в качестве местных божеств — Зевсом и Афиной у греков, Ваалом и богиней луны у финикийцев…

Главной особенностью проповеди Симона было не столько содержание учения, сколько именно этот практичный подход к христианству. Несмотря на целое нагромождение мифов вокруг личности Мага, за ними вполне можно узнать персонажа Деяний, пытавшегося "договориться по-хорошему" с апостолами. Не получилось купить благодать Святого Духа за деньги — что ж, можно подойти к проблеме с другой стороны: назвать Святым Духом себя самого и уже делать деньги на этом.

По совсем уж фантастическим преданиям, апостол Петр и его тезка снова встретились, на этот раз в Риме. Симон Волхв проиграл апостолу, а потом предпринял неудачную попытку восстать из гроба на третий день. Собственно, на этом для Симона все и кончилось.

Читайте также: Ереси: как Спаситель "спектакль" разыграл

По мнению ряда исследователей, в учении Симона "в зачаточном" виде присутствовали многие еретические доктрины, расцветшие пышным цветом уже в следующем веке.

Но главным "подарком" для Церкви от самарийского мага была все же не ересь. К тому, что с гневом отвергли апостолы, куда с большим интересом отнеслись очень многие их преемники. Прошло совсем немного времени, и симония — покупка священного сана за деньги — на много веков стала настоящей бедой Церкви, куда более опасной для ее существования, чем все ереси вместе взятые.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Афанасий Савельев
Афанасий Савельев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить