Мамба на Пушкинской

Оппозиционный протест против итогов выборов президента вновь превратился в пшик. На фоне 20-30-тысячных акций в декабре 2011 и феврале 2012 года, а тем более почти двухсоттысячных митингов сторонников Владимира Путина, собравшиеся на Пушкинской площади оппозиционеры выглядели как минимум жалко.

По оценкам ГУ МВД Москвы, в митинге "За честные выборы" на Пушкинской площади в центре Москвы приняли участие около 14 тысяч человек. Впрочем, данные оппозиционеров не слишком сильно отличаются от официальных. Ведущий митинга Владимир Рыжков насчитал 20 тысяч человек, включая тех, кто, по его словам, не смог попасть в зону проведения митинга и наблюдал за происходящим из близлежащих переулков.

Впрочем, количественные показатели никогда не смущали оппозиционеров, уверенных, что именно они и представляют настоящую власть. "Мы - народ, мы - Россия, а они - жалкая кучка маргиналов", - заявил с трибуны Илья Яшин, под маргиналами подразумевая всех остальных граждан страны. "Вы здесь власть!" - вторил ему блогер Алексей Навальный, призывая собравшихся не надеяться на тех, кто стоит на трибуне. Собравшиеся отвечали одобрительным гулом, правда, не очень стройным. Видимо, не все из них осознали свою грандиозную миссию. И немудрено, поскольку декларируемые ораторами цели мягко говоря отличались, а зачастую противоречили друг другу.

Также по теме: Выборы берут на "Пушку"

В первую очередь это касалось вопроса о дальнейших действиях. Вопроса, который начал волновать оппозицию ещё с декабря прошлого года. По сути дела, выступления и требования всех митингов дублировались. И снижение численности желающих "постоять за демократию" во многом объясняется именно бессмысленностью данного занятия.

Ораторы один за другим пытались убедить собравшихся, что вот ещё немного - и власть рухнет. Михаил Касьянов определил срок, в течение которого люди должны выходить на митинги и добиваться проведения досрочных выборов в госдуму, мартом следующего года. Алексей Навальный решил, что нанести окончательный удар по Путину предстоит в октябре 2011 года. Но для этого должны быть организованы мирные акции гражданского неповиновения. "Мы выйдем на улицы и площади Москвы - и не уйдём. Тащите нас - мы не уйдём, штрафуйте нас - мы не уйдем", - призывал Навальный.

А вот лидеры Левого фронта Сергей Удальцов и Илья Пономарёв (он же, по совместительству, депутат Госдумы от "Справедливой России") решили, что никуда не уходить следует прямо сейчас. "Если мы и дальше будем приходить-уходить, мы ничего не добьёмся. Кто хочет, тот пусть меня поддержит, но я сегодня с этой площади не уйду, пока не уйдет Путин", - заявил Удальцов. Пономарёв, в свою очередь, объявил, что в целях легитимации этой акции по неуходу объявляет здесь, на Пушкинской площади, бессрочную встречу с депутатом Государственной думу, то есть с собой. "Останемся здесь и будем советоваться, что делать дальше", - пояснил он.

Перспектива мёрзнуть на центральной площади города, понятное дело, вдохновило немногих. Да и организаторы мероприятия, объявив митинг закрытым, порекомендовали всем разойтись. В результате, порыв Удальцова с Пономарёвым поддержали несколько сот человек. Многие из которых, впрочем, остались лишь из любопытства. - Сергей, шапку надень! - кричали Удальцову, который забравшись в фонтан кричал что-то про нелегитимность Путина. - Не надену, пока не уйдёт Путин! - отвечал революционер.

Читайте: В митинге сторонников Путина на Манежной приняло участие 15 тысяч человек

Вообще, сложилось впечатление, что каждый из выступающих преследовал свои цели. Лидер "Яблока" Сергей Митрохин утверждал, что Путин смог победить только "отстранив от выборов единственного кандидата, который не побоялся прийти на Сахарова и Болотную", которого, надо полагать, и стоит поддерживать. Другой, более удачливый кандидат в президенты - Михаил Прохоров, занимался рекрутом своих сторонников, сообщив, что будет создавать новую партию. "Вашу партию, свободную от всяких вождей. Вы хотите перемен, я сделаю всё, чтобы вы увидели эти перемены. Вместе мы победим", - заявил он под оглушительный свист и улюлюканье толпы демократов.

В целом же, митинг по обыкновению закончился ничем. Владимир Рыжков, зачитав резолюцию митинга, в которой помимо требований проведения "комплексной политической реформы" и проведение досрочных парламентских и президентских выборов, значилось обращение к гражданам России "продолжать акции протеста до тех пор, пока наши требования не будут выполнены". Ближайшую такую акцию оппозиционеры наметили на 10 марта. "Мы должны вывести как можно больше людей в центр Москвы. Мы придём ещё", - пообещал Рыжков.

И, скорее всего, придут. С одной стороны, динамика численности митингов, если начинать отчёт с акции на Болотной, идёт на спад. с другой, присутствующие в сети интернет оппозиционеры получили площадку для развиртуализации со своими сетевыми собеседниками. И в самом деле, аккаунты оппозиционеров в социальной сети Facebook в этот вечер будто вымерли. Такая вот оппозиционная "мамба" (Мамба - один из популярных в сети сайтов знакомств) получилась.

Также читайте: Поляков: "Болотную" несколько отрезвила уверенная победа Путина

На этом всё и закончится. Алексей Навальный, отметив, что уже устал отвечать на вопросы о долгожданной победе демократии над силами зла, был вынужден признать, что "мы немножко переоценили свои силы". По его словам, оппозиция считала, что их точку зрения на происходящее разделяет вся страна, однако итоги выборов показали обратное. "Мы верим, что мы рано или поздно своего добьемся", - тем не менее заявил он, пообещав, что "с завтрашнего дня мы создадим уникальную пропагандистскую машину", благодаря которой им удастся изменить общественное мнение.

Пока же же им удалось изменить общественное мнение граждан в одном отдельно взятом фонтане, в чаше которого они и установили "свою власть". Впрочем, даже в этом оплоте демократии и свободы им удалось продержаться совсем недолго.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить