Михаил Алексеев: Бесплатных завтраков не бывает

Какова цена сотрудничества российской финансовой разведки с МВФ?

Эксперты миссии Международного валютного фонда (МВФ) прибыли в Москву, чтобы учить сотрудников Комитета финансового мониторинга (КФМ) Министерства финансов РФ выявлять "грязные деньги" . Представители МВФ заявляют, что "речь вовсе не идет о том, чтобы МВФ брал на себя какие-либо функции контрольно-полицейского характера ". Цель такого сотрудничества заключается единственно во "взаимном консультировании". МВФ, роль и значение которого в условиях начавшегося всемирного экономического спада страдают некоторой неопределенностью, наконец-то нашел новое поле для приложения сил — стал консультировать своих подопечных по проблемам борьбы с "отмыванием" нелегальных доходов и финансированием мирового терроризма.
"ПРАВДА.Ру" попросила прокомментировать эту ситуацию заместителя Председателя Правления "РОСБАНКа" , доктора экономических наук Михаила АЛЕКСЕЕВА .

- Подключение МВФ к деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на первый взгляд, может показаться неожиданным. Действительно, подобная деятельность, прежде всего, ассоциируется со специально созданными для этого структурами и организациями наподобие Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (FATF), группы "Эгмонт" , Международной программы противодействия отмыванию денег (GPML) и аналогичных им межнациональных, а также национальных структур. Международные финансовые организации, в число которых входит МВФ, до сих пор активно не проявляли себя в соответствующей области. Между тем, думается, что у них имеются определенные возможности занять свою нишу в ряду структур, занимающихся решением проблем борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Многие недавно вновь созданные национальные структуры, призванные решать соответствующий круг вопросов, в том числе и Комитет финансового мониторинга при Министерстве финансов РФ , в силу понятных причин, пока не обладают достаточным потенциалом, технологиями и опытом решения всего комплекса возложенных на них задач. Восполнение этого дефицита может быть осуществлено за счет получения консультативно-технической помощи от более опытных иностранных коллег. А вот в предоставлении такой помощи в самых разных областях, включая такую пока экзотическую для многих стран сферу, как борьба с отмыванием денег, как раз очень сильные позиции имеют международные организации наподобие МВФ. При этом, естественно, возникает законный вопрос о том, на какой основе будет оказываться подобная помощь.

Обычно она осуществляется через предоставление займов соответствующим странам-реципиентам. Проблема России заключается в том, что сумма ее внешнего долга достаточно велика и в этой связи правительством в последнее время проводится курс на ограничение объема внешних заимствований. Вот почему получение новых займов, пусть даже и на такое благое дело, как борьба с отмыванием "грязных денег", может пойти вразрез с уже наметившейся новой линией в отношениях с международными финансовыми организациями. К тому же, хорошо известно, что эффективность займов, предоставляемых для финансирования консультативно-технической помощи, далеко не всегда оказывается велика.

Порой слишком много денег, которые впоследствии приходится отдавать с процентами, идет на оплату услуг весьма дорогих консультантов, организацию их многочисленных поездок, подготовку внушительных многостраничных документов, не все из которых оказываются реально полезными. Даже если национальные органы, призванные бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем, будут получать соответствующую консультативно-техническую помощь на безвозмездной основе, то может возникнуть ряд вопросов деликатного свойства , о которых обычно не принято говорить вслух.

На западе есть такая пословица "не бывает бесплатных завтраков" ( there is no free lunch ). В этой связи вполне уместен вопрос о том, не приведет ли оказание консультативно-технической помощи к формированию дополнительных каналов получения международным финансовым разведывательным сообществом информации, хранящейся в базах данных национальных структур по борьбе с отмыванием денег. Пока, несмотря на тесное сотрудничество соответствующих структур разных стран между собой, их право на формирование закрытых для других баз данных официально признается.

Мир еще не подошел к той черте, когда можно было бы говорить о полном переходе на принцип "информация без границ" . Ведь помимо сведений, которые могут оказаться полезными для борьбы с теми, кто реально отмывает преступные доходы, в базах данных соответствующих компетентных органов хранится много чего другого, что является весьма ценным ресурсом, доступ к которому позволяет, как теперь говорят решать многие вопросы в соответствующей стране. В этом смысле свои собственные национальные интересы объективно должны быть у каждого государства, хотя бы пытающегося претендовать на видимость суверенитета.

Глядя, как накапливается в российском Комитете по финансовому мониторингу ценная информация и как несопоставимо мала по сравнению с ценностью этой информации нищенская заплата сотрудников этой организации, волей-неволей задумываешься о соответствующих вопросах. В том числе, насколько эффективно могут бороться с отмыванием "грязных денег" люди, получающие 50-100 долларов в месяц. Хочется надеяться, что соответствующие проблемы будут решаться в правильном русле, в том числе, и через повышение зарплаты тем, в чьих руках находятся важные стратегические информационные ресурсы.

По уму имело бы смысл сначала решить вопросы обеспечения достойной оплаты труда сотрудников финансовой разведки, а уж потом давать им информацию и пускать к ним гораздо более обеспеченных зарубежных партнеров. С указанными оговорками сотрудничество национальных органов финансовой разведки с международными финансовыми организациями нельзя не приветствовать.

Подготовил

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить