Детские дома будут открыты для общественного контроля

Сирот и зэков возьмут под контроль

Детские дома и другие государственные учреждения, где содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут открыты для общественного контроля. Такой законопроект Дмитрий Медведев внес в Госдуму в конце декабря минувшего года, а его первое чтение состоится в начале марта.

Закон по-своему хороший, но в каком-то смысле он уже устарел. Сегодня нужно вести речь не столько о контроле детских домов и интернатов, сколько о том, чтобы в стране их стало как можно меньше, как и самих сирот. И государству во всех смыслах: и материальных, и нравственных, — гораздо выгоднее помогать многодетным семьям, приемным родителям и опекунам, чем тратить деньги на поддержание системы, из которой выходят в основном криминальные и маргинальные личности.

Главная идея законопроекта "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проста и благородна. Представители специально созданных комиссий по общественному контролю в регионах будут периодически приходить с проверками в то или иное детское государственное учреждение и смотреть, как там живется детям.

В случае обнаружения нарушений будет составляться некий документ, который потом передадут в местную опеку для принятия мер. Как сообщил один из разработчиков проекта и член Общественной палаты Борис Альтшулер, за его основу взяты многие положения из другого закона — по общественному контролю мест принудительного заключения.

Тот закон тоже оказался документом трудной судьбы. Госдуме потребовалось пять лет, чтобы решиться принять его — видимо, сама мысль о том, чтобы допустить в закрытые учреждения представителей общественности, была невыносимой для руководства ФСИН. Но четыре года спустя выяснилось, что не все так страшно: общественные контролеры не выступают против системы, а стараются помочь сделать ее более человеческой.

Те же цели и у разработчиков закона о контроле за детскими домами. Но все-таки между первыми и вторыми государственными учреждениями есть существенная разница. От тюрем и колоний государство в ближайшее время вряд ли сможет избавиться: человеческая природа пока не настолько совершенна, чтобы выполнять все законы и требования общества без страха наказания. А вот насколько нужны обществу детские дома?

Особенно, если учесть, что подобная система воспитания будущих граждан не только не совершенна, но и крайне неэффективна. Согласно исследованиям НИИ детства Российского детского фонда, каждый третий воспитанник детского дома через год после выпуска становится бомжем, каждый пятый — преступником, а каждый десятый — и вовсе самоубийцей.

При этом на столь неблагоприятный для себя результат государство тратит немалые деньги. Даже в самом "бедном" регионе на содержание одного ребенка в детском доме в год расходуется из бюджета 250-260 тысяч рублей. А в среднем по стране — до 600 тысяч. И на что идут эти деньги? На пополнение армии люмпенов и маргиналов?

Читайте также: Органы опеки: отобрать нельзя оставить

Как выразился на обсуждении законопроекта в Общественной палате руководитель программы "К новой семье" Алексей Рудов, "эти учреждения кормятся за счет детей". И по его мнению, главная проблема нового закона в том, что он направлен не на изменение существующей системы по государственному содержанию детей, а лишь на некоторое ее улучшение. Алексей Рудов считает, что вся работа общественных контролеров ограничится очередной проверкой качества еды и условий содержания.

"Не надо делать из общественных контролеров очередных волонтеров, которые будут проверять качество пищи в детском доме. Сегодня таких добровольных помощников в детских учреждениях немало. Проблема не в том, чтобы обеспечить ребят едой и шмотками. Нужно добиться, чтобы в каждом подобном учреждении была принята программа социализации в обществе воспитанников детских домов. И общественные контролеры могли бы помочь именно в этом", — считает Алексей Рудов.

По его мнению, в законе об общественном контроле детских домов не прописан главный момент: как с помощью тех же общественников сделать так, чтобы дети не задерживались на долгое время в подобных учреждениях.

А можно ли вообще отказаться от детских домов? Сегодня около 140 тысяч детей по тем или иным причинам содержатся в детских домах и интернатах. Насколько реально сократить эту цифру? На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев поддержал идею программы "Россия без сирот", предложенную уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым. Ее суть как раз в том и состоит, чтобы значительно сократить число детских домов. В ближайшее время будут выбраны три пилотных региона, где пройдет апробация программы.

Сегодня есть несколько альтернатив содержанию ребенка в детском доме. Во-первых, это усыновление. В настоящее время в России усыновляется не больше 20 процентов детей-сирот. Подобный невысокий показатель обусловлен, в том числе, и материальными нюансами: пособие на приемного ребенка составляет порядка пяти-шести тысяч рублей, лишь в нескольких богатых регионах — Москве, Ханты-Мансийске и Краснодарском крае оно около 20 тысяч. Достаточно сравнить эти суммы с теми, что тратит государство на содержание ребенка в государственном учреждении, чтобы понять, что резервы роста здесь есть.

Читайте также: "Детская" сессия по недетским вопросам

Но в то же время они не безграничны. Большинство детей, которые сегодня попадают в детские дома, как правило, уже не малыши — от десяти лет и старше, к тому же из неблагополучных семей плюс еще проблемы со здоровьем и развитием, а также этнический состав. Так что рассчитывать, что всех их можно раздать в семьи, нереально. Государство вряд ли повысит размер пособия настолько, чтобы спровоцировать у части граждан желание решать свои материальные проблемы за счет приемных детей.

Но ведь есть и другие формы воспитания неродных детей, когда речь не идет об усыновлении. Например, замещающие семьи. И наиболее удачная модель — так называемые "детские деревни". Суть ее в том, что в нескольких коттеджах размещаются семьи, состоящие из "мамы" — воспитательницы на зарплате — и шести-восьми детей разного возраста. А главное, что в этой системе одним из важных пунктов является социализация воспитанников, что полностью отсутствует в обычных детских домах.

Ребята не только получают те или иные профессии, но и учатся различным необходимым в жизни социальным навыкам — например, заплатить за коммунальные услуги, купить продукты. Именно эти элементарные для любого выросшего в семье ребенка навыки отсутствуют у воспитанников детских домов.

Читайте также: Альтшулер. "Сироты — это очень дорогой проект"

Сегодня в России работает пять "детских деревень", что, конечно же, капля в море. Почему бы не направить деньги вместо содержания детских домов на развитие более "человеческой" системы? К тому же опять экономия налицо: если в государственных учреждениях на 100 детей приходится 110 человек персонала (поэтому и деньги такие огромные тратятся), то в детских деревнях — только лишь восемь взрослых на 80 детей.

Впрочем, окончательно детские дома и интернаты все-таки не исчезнут. Конечно же, останутся, в первую очередь, лечебные, для детей с умственной отсталостью и расстройством нервной системы, а также специализированные — для одаренных детей. Вот там, возможно, и пригодится работа общественных контролеров.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить