Сретение Господне - встреча человека и Бога

Сретение Господне... Этот праздник с таким теплым названием - сретение, что значит "встреча", приходится отнюдь не на самое теплое время года. Православная Церковь празднует его 15 февраля по новому стилю, соответственно, 2 февраля по-старому.

Сейчас это не "красный день" гражданского календаря, потому и известен он современному человеку не так хорошо, как, например, Рождество. Да и ставший столь популярным в последнее время День Святого Валентина, празднуемый как раз накануне, 14 февраля, многим россиянам, особенно юным, известен и понятен гораздо лучше, чем Сретение Господне.

И, тем не менее, Церковь особо выделяет этот день, относя Сретение к числу так называемых Двунадесятых праздников, двенадцати самых значимых после Пасхи дней церковного года. В народе его тоже всегда чтили, хоть и понимали, зачастую, по-своему: в этот день "зима с весной встречаются".

Также по теме: Сегодня Сретение - праздник молодых

Что празднуют православные в Сретение Господне?

"Сретение" означает "встреча"

Вообще же, конечно, название праздника не имеет никакого отношения к встрече времен года. В этот день происходит встреча человека с Богом. Человечество в лице праведного Симеона Богоприимца встречает младенца Иисуса — истинного Бога и истинного человека.

О событиях, легших в основу праздника, повествует нам евангелист Лука. По закону Моисея, на сороковой день после рождения родители должны были принести своего первенца в Храм для посвящения Богу.

Это совершалось в память об еврейских первенцах, избавленных от "казней египетских" во времена исхода евреев из Египта. На сороковой день и женщина, родившая младенца, уже могла переступить порог Храма.

Деву Марию с младенцем Иисусом и святого Иосифа встретил старец Симеон. Вот что говорит о нем Евангелие от Луки: "Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм".

Читайте также: Посмертное мученичество святого Валентина

Симеон был одним из 70 "толковников" — переводчиков, которым египетский правитель Птолемей II (285-247 годы до нашей эры) поручил перевести тексты Священного Писания с древнееврейского на греческий.

Встретив в одном месте у пророка Исайи фразу "Се Дева во чреве приимет и родит Сына", Симеон решил, что в текст вкралась ошибка, и посчитал возможным ее исправить, переведя не "дева", а "жена". Но ангел остановил его, предсказав при этом, что Симеон не умрет, пока воочию не убедится в истинности древнего пророчества.

Увидев младенца Иисуса, праведный Симеон произносит слова, которые позже станут знаменитым церковным песнопением: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля".

Эти слова — голос не одного человека, а всего старого мира, обратившегося в ожидание мира нового. В этих словах — и усталость, и радость. Как писал святитель Феофан Затворник, "в лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…".

Читайте также: Неделя о блудном сыне: возвращение домой

А Деве Марии праведный Симеон сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец". Что ж, эти слова оказались пророческими.

Многие простые люди были вознесены христианской религией, стали великими святыми; имена многих властителей, пытавшихся стереть христианство с лица земли, были преданы забвению.

Пререканий с лихвой хватает до сих пор. И оружие действительно прошло сердце Матери, на глазах которой убили ее единственного Сына. В память об этом пророчестве написана икона Божией Матери "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение".

В сознании христиан событиям Сретения всегда предавалось очень большое значение. Первые упоминания об этом празднике относятся уже к четвертому веку. Правда, тогда он еще не выделялся в отдельный праздник под названием Сретение, а завершал 40-дневный цикл после праздника Богоявления (Эпифании).

Вот какое ценное свидетельство оставила о традиции празднования Сретения Господня в Иерусалимской Церкви образованная паломница четвертого века Этерия:

"Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху.

Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст".

Читайте также: Канун поста: неделя о мытаре и фарисее

В качестве самостоятельного праздника Сретение утвердилось в Римской Церкви в V веке, а в Константинопольской — в VI. С течением времени значение праздника только возрастало.

Во многом этому способствовало и чудесное избавление в праздник Сретения жителей Константинополя от грозящего городу мора в правление императора Юстиниана в шестом веке. Постепенно появлялись прекрасные песнопения, украсившие празднование этого великого события.

В наше время все православные Церкви празднуют это событие второго февраля, только одни — по новому стилю, а другие, в том числе и Русская Православная Церковь, по старому, что соответствует 15 февраля по григорианскому летоисчислению. Римско-Католическая Церковь и даже многие протестанты, также празднует Сретение второго февраля. У католиков этот праздник еще носит название "Очищение Марии" и "день свечей" — в этот день освящают свечи.

Уже вечером 14 февраля в храмах проходят торжественные всенощные бдения, а утром 15-го — божественная литургия.

Конечно, встреча человека с Богом может произойти в любой день года, не только в Сретение; но сегодняшний праздник напоминает нам о самой возможности этого чуда, свидетелем и участником которого много веков назад стал праведный старец Симеон, получивший прозвание Богоприимец.

Автор Сергей Нестеров
Сергей Нестеров — филолог, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить