Мятежники свергли президента Мальдив Мохаммеда Нашида, которого британский премьер Дэвид Кэмерон называл одним из своих лучших дру

Мальдивы: "лучший друг" Кэмерона свергнут

Президент Мальдивской республики Мохаммед Нашид, которого называли одним из самых демократических лидеров исламского мира, объявил о своей отставке после перехода на сторону оппозиции полиции. Поводом для мятежа послужил приказ снять оцепление, разделяющее толпы оппозиционеров и его сторонников. В том случае, если бы приказ был выполнен, массового кровопролитного столкновения было бы не избежать. Приказ армии навести порядок среди полицейских поддержали далеко не все военные, и после непродолжительных столкновений улица оказалась в руках мятежников.

Нашид укрылся от взбунтовавшихся полицейских у военных, в здании Генерального штаба. Однако после того, как оппозиционеры взяли ряд ключевых объектов в Мале, включая здание телекорпорации MNBC, он сдался. Между тем, командование вооруженных сил Мальдив заявляет, что будто президент Мохамед Нашид покинул свой пост добровольно, а не в результате путча. Впрочем, это лишь наивная попытка убедить Запад в том, что "демократично избранный президент ушел демократично".

Напомним, что протесты в Мале не прекращаются с января. Начались они после распоряжения президента арестовать главу Уголовного суда страны, которого Нашид обвинил в исполнении распоряжений бывшего президента Момуна Абдула Гаюма, которого тот победил на выборах 2008 года.

Впрочем, куда более интересные события наблюдались вокруг туристической отрасли, которые во многом и вызвали столь острые выступления. Правительство в самом конце 2011 года распорядилось закрыть сотни знаменитых мальдивских спа-центров и массажных салонов, приносивших солидные доходы туристической индустрии страны.

При этом большинство подлежащих закрытию заведений принадлежали оппозиционным лидерам. Президент Нашид пересмотрел решение, но это не помогло ему остановить протестную волну.

Заметим, что определенную роль в попытке закрытия массажных кабинетов сыграли набирающие силу исламисты. Ряд мальдивских духовных лидеров не первый год указывали на то, что якобы под вывеской подобных заведений скрываются публичные дома.

Как бы там ни было, но решение о закрытии спа-центров и массажных салонов, чего требуют исламисты, вызвало опасения, что это подорвет туризм, единственный серьезный источник доходов для Мальдив, и ухудшит жизнь большей части населения страны. Ведь едущие на этот архипелаг туристы, которые платят за свой отдых немалые деньги, считаются достаточно требовательной публикой, и любое ограничение могло отпугнуть от посещения этих островов по крайней мере часть из них. Тем более, что кое-кто из исламистов указывал на то, что закрытие спа-салонов и массажных центров является лишь звеном в борьбе за "возвращение" архипелага к исламу, и что в конечном итоге они намеревались добиться на Мальдивах полного запрета на алкоголь и ношение бикини.

Читайте также: Футбольно-политическое побоище в Египте

Впрочем, главным моментом здесь является даже не исламистский фактор, который до сих пор не был определяющим, а проявление борьбы за власть с прежней политической элитой, поскольку те самые спа-центры и массажные салоны держал Гаюм и его окружение. Можно с уверенностью говорить о том, что в случае с мятежом торчат уши 74-летнего Момуна Абдула Гаюма, являвшегося 30 лет бессменным президентом страны (с 11 ноября 1978 по 11 ноября 2008 годы)

Напомним, что Гаюма критиковали за явно диктаторские методы управления, коррупционность режима и подавление гражданских свобод. Все "прелести" его власти удалось лично испробовать на себе уже бывшему мальдивскому президенту Нашиду, который с 1990 по 2008 годы, в период его борьбы против Гаюма, почти половину этого срока провел в тюрьме за критику своего предшественника.

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что "посидеть" перед возглавлением страны является наследственной мальдивской политической традицией. Тот же Гаюм, много лет гнобивший Нашида за его критические статьи против своей власти, сам неоднократно арестовывался за критику своего предшественника Ибрагима Насира. В свою очередь, и сам Нашид после своего прихода пытался отправить Гаюма в места не столь отдаленные. Но неудачно: тот фактически сохранил контроль над парламентом и Верховным судом, которые всякий раз защищали ставленников Гаюма и его самого.

Читайте также: Мусульманский "набег" на родину Андерсена

Это, по сути, во многом и предопределило проигрыш сравнительно молодого 44-летнего Нашида опытному 74-летнему политику Гаюму. Последний поднаторел в политических интригах и, сохранив контроль над парламентом, который везде и всюду вставлял президенту палки в колеса. И наконец, тот не уловил опасности, когда Момун Абдул Гаюм со своим старшим сыном Фаришем Момуном создали "Фонд Момун" для "оказания помощи бедным людям", который использовался для подогрева оппозиционных настроений и подкупа силовиков во время мятежа.

Как бы там ни было, произошедшее не является радостным событием для западной демократии. И в первую очередь, для Великобритании, на территории которой Нашид окормлялся в качестве политического беженца с 2003 по 2005 годы. Не случайно, что в 2011 году в интервью The Guardian премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон охарактеризовал Нашида как "моего нового лучшего друга" и добавил, что вместе с Биллом Клинтоном, Бараком Обамой, Николя Саркози и Джоном Киби тогдашний мальдивский президент входит в пятерку лучших мировых демократических лидеров.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить