За неоказание помощи судят тех, кто фактически не мог ее оказать

За гибель "Булгарии" судят невиновных?

Накануне 6 февраля Московский районный суд в Казани в закрытом режиме начал рассмотрение уголовного дела в отношении капитана баржебуксирного судна "Дунайский-66" Александра Егорова. Он обвиняется в том, что не оказал помощь пассажирам тонущей "Булгарии". Ранее Камско-Устьинский районный суд Татарстана приговорил капитана сухогруза "Арбат", также не оказавшего помощь, к штрафу в 130 тысяч рублей.

На всякий случай напомним (может, есть такие, кто смог это забыть): теплоход "Булгария" затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. На борту судна находился 201 человек, спасти удалось 79. Трагедия унесла 122 жизни, в том числе 28 детcких.

Во время кораблекрушения мимо тонущей "Булгарии" проходили два судна. В отношении капитанов сухогруза "Арбат" Юрия Тучина и буксира "Дунайский-66" Александра Егорова, которые находились в районе крушения "Булгарии" и, по данным СК РФ, не оказали помощи тонущим людям, было возбуждено уголовное дело за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Читайте также: "Булгарию" погубили ротозейство и беспечность

В рамках расследования кораблекрушения за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, обвинение предъявлено также главе компании-субарендатора затонувшего теплохода ООО "АргоРечТур" Светлане Инякиной и старшему эксперту камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову. В настоящее время они находятся под арестом.

Кроме того, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев и бывший главный государственный инспектор этого же линейного отдела Владислав Семенов обвиняются в халатности. Они арестованы, но какое наказание получат они, пока неясно.

Казалось бы, все нормально - виновных судят, жертвы похоронены. Однако на самых различных интернет-форумах (а это, согласитесь, какой-никакой индикатор общественного мнения) начали появляться довольно серьезные дискуссии - а тех ли, собственно, наказывают?

Читайте также: За "Булгарию" ответит зицпредседатель?

Вот цитата с одного из интернет-форумов: "В результате расследования вроде бы выяснилось, что капитан сухогруза "Арбат" Юрий Тучин, которого, кстати, еще в декабре 2011 года приговорили к штрафу в 130 тысяч, вообще-то и не имел возможности помочь тонущим. Кроме того, он получил от МЧС справку, что его участия в спасении не требовалось в виду невозможности оказать реальную помощь. Так в чем его вина? За что его судили-то? А капитана буксира "Дунайский-66" тоже судить не за что. Он реально не имел возможности помочь. Впечатление такое, что судят капитанов по той причине, что просто само дело "Булгарии" очень громкое и как бы хоть кого-то надо же засудить!".

С Фемидой, конечно, спорить не стоит. Но все-таки червь сомнения закрался в душу: может быть, в вышеприведенном послании (а на разных форумах их не счесть!) есть доля здравого смысла? Ситуацию прокомментировал "Правде.Ру" Заслуженный работник транспорта РФ, капитан-наставник речных судов Николай Анисимович Залуцкий:

"Соболезную родственникам погибших на "Булгарии". Естественно, что они за то, чтобы все виновные в трагедии были наказаны. Не попали бы под это дело невиновные... Конечно, много непонятного в этих судебных процессах над капитанами судов, которые якобы не оказали помощь терпящим бедствие... Подавляющее большинство моих коллег, то есть капитанов-профессионалов, все-таки сходятся во мнении, что вина Егорова и Тучина все-таки не так уж и безусловна. Конечно, капитан "Арбата" Тучин свою вину признал самолично, потому и получил не условный срок, а всего лишь штраф, но мне кажется, что он сделал это зря. Ведь это может стать прецедентом!

Читайте также: "Булгария": виновата не техника, а люди

Не только я, но и многие мои коллеги, считают, что в той конкретной ситуации Тучин просто не имел физической возможности оказать помощь гибнущему судну. В той ситуации он сделал то, что мог: сообщил о происшествии по радио на всех доступных ему волнах. Огромному судну, не оснащенному специальными спасательными средствами, просто-напросто опасно было даже подходить к месту кораблекрушения. Обладая огромной инерцией, оно могло бы задавить людей, находящихся на поверхности!

Сейчас начался суд над капитаном буксира "Дунайский-66" Александром Егоровым. Тут вообще ситуация интересная: ведь буксир вел две баржи, освободиться от них не так просто, это, поверьте, дело не пяти минут. Даже для того, чтобы их просто остановить, требовалось большое время. Потом нужно расцепиться, сменить курс, дойти до места происшествия... В общем, считаю (и не только я), что и у капитана Егорова не было возможности помочь терпящим бедствие.

А вот то, что под судом окажутся разные береговые люди, то есть представители арендатора судна, регистра, контрольных органов и так далее - считаю единственно верным. Именно от них зависело, чтобы теплоход выходил в рейсы полностью укомплектованным спасательным снаряжением, с нормальным экипажем, без лишних пассажиров и так далее!".

Читайте также: В деле "Булгарии" поставлена точка

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить