Израильские инженеры придумали уникальную систему инфракрасной маскировки "Black Fox"

Легкий способ превратить авто в танк

Израильские инженеры придумали уникальную систему инфракрасной маскировки "Black Fox". Эти панели могут выдавать одно транспортное средство за другое, например, автомобиль — за танк. Эта новая электронная система маскировки позволяет добиться существенного преимущества над противником в темное время суток, когда идентификация целей затруднена.

Можно ли сделать из автомобиля танк? Наверное, можно, если его как следует забронировать — скажете вы, тем более, что такие попытки предпринимались уже неоднократно, начиная от разработок первых "блиндированных" (то есть бронированных) автомобилей, появившихся в армиях еще до начала Первой мировой войны, и вплоть до превращения тракторов в самые настоящие танки в годы Второй Мировой…

В 30-е годы прошлого века во время гражданской войны в Испании и мятежники-националисты, и их противники республиканцы неоднократно сооружали броневики "из всего, что под руками", причем ставили на них даже танковые башни (!) от наших советских танков Т-26 и БТ-5, о чем свидетельствуют их фотографии, дошедшие до нас. Конечно, эти эрзац-танки высокой боевой мощью не обладали, как не обладали ей и ливийские самодельные САУ, сооружавшиеся повстанцами — противниками полковника Каддафи из джипов, в кузовах которых устанавливались автоматические пушки ЗСУ-23. И тем не менее, это было оружие, причем обладавшее одним очень важным достоинством: все эти машины можно было очень легко замаскировать!

Читайте также: Русский с китайцем создали плащ-невидимку

А ведь именно маскировка во многом позволяет сегодня добиться перевеса над противником, после чего нанести ему неожиданный удар. Поняли это опять-таки еще в годы Первой мировой войны, когда на британском флоте появилась так называемая искажающая окраска Вилькинсона. Суть ее состояла в том, чтобы не сделать корабль невидимым, потому что на море это априори невозможно, но исказить его очертания таким образом, чтобы помешать его опознать или сбить с толку командиров подводных лодок.

Например, корабли красили косыми черно-белыми полосами, зигзагами, нос и корму делали черным, а дальше рисовали белые буруны. Наблюдения показали, что, например, окрашенный таким вот образом корабль кажется короче, чем он есть на самом деле. Поэтому командир подводной лодки, выставляя упреждение на прицел, должен будет обязательно по нему промахнуться! Еще более удивительно выглядели корабли, закамуфлированные по методу Вилькинсона на фоне берега. Например, суда с черно-белым зигзагом на надстройках на фоне норвежских ледников, казались баржами или танкерами, тогда как на самом деле это были линкоры и крейсера.

В годы Второй мировой войны практика искажающей окраски была продолжена и на море, и на земле, и даже в воздухе. Однако, если превратить тот же автомобиль в нечто бронированное и вооруженное, как мы в этом уже убедились, особого труда не представляет — была бы броня и подходящее вооружение, то вот замаскировать современный танк под автомобиль несравненно сложнее. И дело даже не только в том, что он большой — американцы и англичане в годы Второй мировой войны с успехом маскировали под гусеничные транспортеры свои танки "Ли/Грант", — а прежде всего потому, что современные танки выдает их тепло.

Именно тепло, которого современный танк производит очень много, позволяет видеть его в инфракрасном диапазоне на большом расстоянии и, соответственно, его поражать. Пятнистая, словно у лягушки, окраска тут не поможет: ИК-диапазону она безразлична, потому что в нем приборы видят только лишь нагретые участки, поэтому как бы танк ни был окрашен, он будет опознан посредством ИК-приборов.

Однако и тут человеческая мысль на месте не стоит! Не так давно израильский научно-исследовательский концерн Eltics продемонстрировал образец принципиально новый тип искажающей инфракрасной маскировки боевых машин Black Fox ("Черная лиса"), представляющий собой специальные панели, которыми можно покрыть, скажем, танк или, напротив, самый обычный джип. Управляются они через компьютер по специальной программе и при этом соответствующим образом в одних местах нагреваются, ну, а в других остаются холодными. Таким образом, хотя визуально внешний вид машины и остается неизменным, ее сигнатура на экране приборов "ночного видения" искажается до неузнаваемости!

Маскирующие панели Black Fox полностью маскируют собственное тепловое излучение транспортного средства и "выдают" в окружающее пространство лишь ту "картинку", что заложена в их в памяти! И это куда более эффективно, нежели искажающая окраска Вилькинсона, потому что ИК-визоры обмануть намного сложнее. Конечно, танки с двигателями мощностью около 1500 лошадиных сил выбрасывают так много горячего воздуха, что для того, чтобы их надежно замаскировать, даже при помощи "Черной лисы" придется использовать специальные рассеиватели тепла, но это уже детали существенного значения для самой конструкции нового электронного камуфляжа не имеющие.

Причем, он не только скрывает саму машину на местности, но и позволяет имитировать различные виды транспорта, то есть превратить одну машину в другую. Так, можно существенно увеличить тепловыделение легких колесных автомобилей, и этим самым "превратить" их в танки или БМП. А это, в свою очередь, открывает совершенно новые перспективы для повышения эффективности боевых действий в ночное время.

Например, замаскировав такими панелями несколько автомобилей и превратив их, таким образом, в "танки", можно будет создать полную иллюзию того, что противник концентрирует свои силы на данном участке, тогда как на самом деле, его танки находятся вовсе не здесь. В это же время настоящие танки под прикрытием Black Fox смогут незамеченными выйти на реальное направление удара и нанести его там, где их никто не ожидал. Таким образом, новая электронная система маскировки позволяет добиться существенного преимущества над противником в темное время суток, когда надежная идентификация целей крайне затруднена.

Последняя разработка этой компании — прозрачное стекло для автомобиля, способное, тем не менее, успешно выполнять те же самые функции активной инфракрасной маскировки объекта. То есть там, где на автомобили имеются стекла, теперь уже "холодных" либо "теплых" пятен не будет, так как их сигнатура уже ничем не будет отличаться от сигнатуры всех остальных панелей, которыми она при этом будет покрыта.

Читайте также: Американская пуля перестала быть дурой

Вот так прорывы в военном деле и совершаются. Вот и остается лишь гадать, как скоро новый камуфляж поступит на вооружение как армии самого Израиля, так и пойдет на продажу в другие страны. А может быть, учитывая, насколько быстрыми темпами движется сейчас прогресс науки, — где-то создадут и что-нибудь подобное своими силами?

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить