Япония, Китай и Корея спорят за ресурсы

Восток Азии в спорах за нефть и рыбу

Если сложить экономики Японии, Южной Кореи и Китая, то регион Восточной Азии может стать мировым лидером. Интеграция внутри региона уже происходит. Однако ей серьезно мешает такой факт, как территориальные споры Японии с соседями. Они есть не только с Россией, но и с Китаем, и с Кореей.

Японцы, китайцы и корейцы отлично понимают, сколь огромен потенциал их сотрудничества. Например, по части создания региональной валюты — аналога евро ("asia") или Азиатского валютного фонда. Однако важнейшим вопросом, по которому в странах Восточной Азии нет единой точки зрения, является вопрос природных ресурсов (нефть, газ, рыба).

Здесь вполне справедливо вспомнить слова китайского профессора Фэн Юйцзюня: "За вывеской высоких цен на нефть скрыты острые энергетические и геополитические схватки. В стратегической конфигурации международной энергетики готовится важнейшая с 80-х годов прошлого века перегруппировка сил". Именно в ракурсе борьбы за доступ к энергоресурсам и следует рассматривать территориальные споры между Японией и Китаем.

Читайте также: Почему Япония вцепилась в Южные Курилы?

Острова Сэнкаку (по-китайски Дяоюйтай) расположены в Восточно-Китайском море в 170 километрах к северо-востоку от Тайваня. Архипелаг состоит из островов Уоцури-дзима, Куба-дзима, Китако-дзима, Минами-ко-дзима, Оки-но китаива, Оки-но минамиива, Тобисэ. Вулканическое происхождение почв и отсутствие пресной воды обусловили невозможность вести хозяйство и проживать в этих местах.

Тем не менее, японская сторона приводит доказательства того, что перед Второй мировой войной на островах Сэнкаку проживало более 200 японцев. Однако спор по поводу статуса островов был бы, наверняка, менее жарким, если бы в 1999 году в этом районе было обнаружено месторождение газа, объемом около 200 миллиардов кубометров.

События вокруг островов начали разворачиваться после того, как в 2003 году КНР установила платформу у морской границы с японскими водами и начала добычу природного газа. Спустя год после этого произошел инцидент с задержанием китайских граждан, высадившихся на острова Сэнкаку, которые по международному праву принадлежат Японии. Однако, начиная с 1992 года, китайское руководство ведет линию на признание островов Сэнкаку исконно китайскими.

Читайте также: Решение вопроса о Тайване "заморожено"

Заявления подкрепляются официальной китайской историографией, считающей, что впервые эти острова были открыты китайцами в 1371–1372 годах. Китайские историки также указывают на то, что острова должны быть возвращены Китаю в соответствии с Каирской декларацией 1943 года, по которой Япония лишалась всех завоеванных территорий (острова Сэнкаку впервые вошли в состав Японии в 1895 году по Симоносекскому договору, ознаменовавшему окончание японо-китайской войны).

В 2005 году правительство Японии начало рассматривать заявки японских фирм на разработку природных ресурсов шельфа, что вызвало недовольство в Пекине. В том же году Китай отказался предоставить Японии информацию о собственных работах на шельфе. Одновременно с этим стороны начали переговоры по вопросу островов и пришли к выводу о необходимости решать проблему исключительно дипломатическими методами.

Был также выдвинут проект по совместной разработке шельфа, детали которого сейчас прорабатываются как в Токио, так и в Пекине. Ситуацию однако усложняют события, связанные с задержанием в прошлом году японской стороной китайского судна в районе островов Сэнкаку. Тем не менее, как в Китае, так и в Японии понимают необходимость мирного разрешения территориального спора и продолжают переговоры.

Читайте также: Премьер ушел - курильский вопрос остался

Спор между Токио и Пекином относительно принадлежности островов Сэнкаку и разработки шельфа связан с острой потребностью обеих стран в обеспечении собственной энергетической безопасности в условиях отсутствия единого механизма долгосрочной конфигурации мировой энергетики. Согласно статистике, в 2000 году обеспеченность природными ресурсами на душу населения в Китае была: 2.6 тонн нефти, 1074 кубометра природного газа и 90 тонн угля, что составляло соответственно 11,1 процента, 4,3 процента и 55,4 процента от среднемирового уровня.

Высокие темпы индустриального развития Китая определяют зависимость от энергоресурсов. В этой связи задачей на 11-ю пятилетку (2006-2011 годы) явилось снижение энергоемкости ВВП на 20 процентов, однако в реальности ситуация развивалась по другомусценарию. Энергозатраты на единицу ВВП в 2006 году в среднем по отраслям росли на один процент, а в нефтяной, нефтехимической, текстильной промышленности на пять-девять процентов. В подобной ситуации потребность в собственных энергоресурсах высока.

В Токио также ощущается необходимость обеспечить стабильный процесс добычи и обработки энергоресурсов. Япония занимает второе место по объему стратегических запасов нефти после США. Это 311 миллиардов баррелей или объем импорта за 92 дня. Обеспечение энергетической безопасности видится в Токио через поддержку проектов по разведке собственных месторождений нефти и газа.

Основной целью, сформулированной японским правительством, является возможность японской экономики обеспечить себя ресурсами собственного производства на 30 процентов ВВП. В этой связи так же, как и в Китае, вопрос об островах Сэнкаку и подводном шельфе с залежами 200 миллиардов кубометров газа будет чрезвычайно важным.

Читайте также: Россия потеряла лицо в Японии

Расхождение в вопросах пользования рыбными ресурсами показывает территориальный спор Японии и Южной Кореи вокруг островов Токто (японское название Такэсима), которые находятся в западной части Японского моря. Архипелаг состоит из двух больших островов Содо и Тондо (по-японски Нисисима, Хигасисима), расположенных в 150 метрах друг от друга.

Япония исторически признавала их принадлежность себе (в 1905 году они были включены в японскую префектуру Симанэ). Даже в дни американской оккупации Япония считала острова своими, поскольку на них располагался испытательный полигон подразделений армии США, дислоцированных в Японии. Правда, корейцы ссылаются на свои хроники. Японцы в ответ утверждают, что в корейских хрониках описан не Токто, а расположенный недалеко остров Уллындо.

Поворот случился после того, как корейцы в 1952 году провели в Японском море "Линия Ли Сын Мана". Причиной было то, что острова общей площадью 187 450 квадратных метров привлекают внимание рыбными ресурсами прилегающей акватории. Отчасти основанием для действий Южной Кореи стало то, что в инструкции Верховного Командования оккупационных Союзных сил от 1946 года говорилось, что суверенитет Японии над Такэсимой надо приостановить.

Но японцы с потерей островов не смирились. В их пользу говорил другой документ: Сан-Францискский мир 1951 года, подведший итог войне на Тихом океане. В них острова не упоминались никак. Следовательно, Южной Корее они не передавались. В Японии утвердилось мнение, что "Линия Ли Сын Мана" преследовала целью монопольное владение территорией, столь благоприятной для рыболовства.

Подобная политика корейской стороны, как считают в Токио, является нарушением Конвенции ООН по морскому праву. Упор здесь делается на то, что статус "территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства", не означает одностороннего освоения данной акватории, а предполагает коллективное развитие данной территории.

Рыбная ловля и торговля рыбой может принести большую пользу тем странам, которые владеют рыбными промыслами в данном регионе. Для Японии это могло бы способствовать резкому сокращению импорта рыбы из-за границы (сейчас он составляет 2,0-2,4 миллиона тонн, что равно объему японского прибрежного рыболовства). Как и в случае с островами Сэнкаку, Южная Корея и Япония не раз подтверждали желание решить проблему Токто на основе конструктивного диалога и тесного партнерства.

В условиях, когда страны Северо-Восточной Азии ставят перед собой задачу обеспечения своей энергетической безопасности, Россия как Тихоокеанская держава предложила каждой из стран свой интеграционный проект на Дальнем Востоке. Помимо проектов по совместному развитию рыбных ресурсов Тихого океана, был выдвинут проект создания Стратегического Резервного Нефтяного Фонда Восточной Азии (СРНФВА), участие в котором примут РФ, США, Япония, Китай, Южная Корея и Индия.

Предполагается, что Япония и Китай будут вкладывать инвестиции в разработку нефтяных месторождений Сибири и Дальнего Востока, создавая совместно с РФ стратегические запасы нефти. Таким образом, все страны Восточной Азии смогут в среднесрочной перспективе гарантировать для себя столь необходимые поставки ресурсов и обеспечить свою энергетическую безопасность.

Однако сотрудничество — сотрудничеством, а уступать нефть, газ и рыбу не хочет никто. Это касается и Сэнкаку, и Токто, и Южных Курил.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Виктор Суковицын
Виктор Суковицын
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить