Губернаторов отдадут на отзыв избирателям

Дмитрий Медведев в понедельник внес на рассмотрение в Госдуму проект закона об изменении порядка наделения полномочиями глав регионов.

Начиная с 2004 года кандидатуры глав субъектов федераций предлагались президентом и утверждались региональными заксобраниями. Против этой инициативы выступали практически все лидеры оппозиционных партий - как зарегистрированных, так и внесистемных, - считая, что данная мера является антидемократичной и будет иметь "трагические последствия, вплоть до угрозы распада России". Ожидания эти не оправдались, но с середины прошлого года российские лидеры стали говорить об укреплении политической системы и, как следствие, возможности возврата к прямым выборам губернаторов.

"Действующий формат наделения властными полномочиями глав исполнительной власти субъектов федерации принимался в определённой обстановке, - поясняет "Правде.Ру" политолог Леонид Поляков. - 2004 год Это всплеск терроризма, это борьба с олигархией и т.д. В то время было необходимо сосредоточить все властные ресурсы в одном центре. Тогда это решение было оправданным, с понимаем встречено в элите и обществе и принесло свои плоды: губернаторский корпус удалось серьёзно изменить, прежние угрозы сепаратизма, вопиющей коррупции и вообще разбалансировки механизма взаимодействия центра с регионами удалось преодолеть. Но при этом была превзойдена мера ответственности, возложенная на федеральный центр: губернаторы, что бы они не делали, всегда переадресовывали результат своей деятельность наверх. Это привело к тому, что и в самих регионах стала чувствоваться необходимость того, чтобы ответственность за своих руководителей взял на себя народ".

В декабре 2011 года об этом со всей конкретикой последовательно заявили сначала премьер-министр России Владимир Путин, а затем и президент страны Дмитрий Медведев. Выступая с очередным Посланием Федеральному Собранию, глава государства предложил "дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни" посредством перехода к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов.

16 января 2012 года Медведев внес на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому глава региона избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Также по теме: Прямые выборы губернаторов: иллюзия свободы

Участвовать в выборах смогут не только кандидаты от зарегистрированных политических партий, но и самовыдвиженцы. Самовыдвиженцы, в отличие от партийных кандидатов, должны будут собирать подписи в свою поддержку. С другой стороны, согласно тексту законопроекта, выдвижение политическими партиями своих кандидатов осуществляется после консультаций с президентом РФ, порядок проведения которых определяется главой государства. Впрочем, как поспешила заверить начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева, такого рода консультации являются делом не обязательным и нужны для того, чтобы "скоординировать процесс выдвижения кандидата и предостеречь в каких-то случаях от явных кадровых ошибок".

Избираться губернаторы по прежнему будут будут на срок до 5 лет. Однако это не даёт гарантий того, что тот или иной глава региона отработает его полностью. Законопроект предусматривает отзыв губернатора как президентом страны "в связи с утратой доверия", так и в результате проведения референдума.

 

 

Формулировка "утрата доверия" получила свою конкретизацию. В проекте федерального закона предлагается установить, что основаниями для утраты доверия президента являются выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ "фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов". Как пояснил представитель кремлёвской администрации, речь идет не о том, есть ли у губернатора или его близких родственников какие-либо акции, а, например, есть ли у него пакет акций градообразующего предприятия на территории региона, насколько этот пакет значителен, и может ли этот конфликт быть преодолен, например, путем продажи акций. Выявлять этот конфликт интересов будет глава президиума президентского совета по борьбе с коррупцией. При этом доказательства конфликта интересов судебными органами не требуется.

"Это ещё один довольно эффективный рычаг, позволяющий корректировать возможные издержки выборности губернаторов", - считает заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов, отмечая, что практически каждый из глав регионов вынужден влиять на различного рода хозяйственно-экономические процессы, встраиваясь в те или иные элитные сообщества.

Получили право на отзыв губернатора и избиратели. Если по истечению года с момента вступления в должность глава региона разочаровал возложивших на него свои надежды жителей, то они теперь могут получить право инициировать проведение голосования по отзыву губернатора в формате референдума. При этом, как отмечается в документе, процедура отзыва должна обеспечивать участникам голосования возможность проведения агитации как за отзыв губернатора, так и против такого отзыва. Кроме того, сам губернатор будет иметь возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва.

Безусловно, это не означает того, что с инициативой отзыва может выступить любой человек. То есть, конечно, любой, но претензии к главе региона должны быть обоснованны. Закон, в частности, устанавливает, что голосование по отзыву назначается при наличии определяемых в тексте того же самого закона оснований: нарушение губернатором общефедерального или регионального законодательства, а также неоднократное, без уважительных причин неисполнение им же своих обязанностей. При этом, факт совершения вышеозначенных проступков должен быть установлен судом.

"Несмотря на то, что данная реформа подается оппозицией как уступка со стороны власти, которая, под давлением общественного мнения, якобы пошла на какие-то кардинальные изменения. Но это не верно, - считает Александр Шатилов. - Ренессанс выборности губернаторов больше на руку власти. Дело в том, что как показал опыт назначаемости губернаторов, зачастую спущенные сверху кандидаты не пользуются популярностью у населения, не могут обеспечить стабильность на местах и служить таким образом опорой власти на региональном уровне. Поэтому, возврат к этой системе логичен и будет лишь способствовать укреплению вертикали власти в нынешних условиях", - подчеркнул эксперт.

А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, то почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *