Чем отличаются кулинарные традиции основных мировых религий?

Мировые религии и накрытый стол

Каждой культуре и религии присущи свои кулинарные традиции. Немецкий философ Людвиг Фейербах как-то написал: "Человек есть то, что он ест". Конечно, это не совсем так, однако какое-то зерно истины в этом имеется. К примеру, обстоятельное знакомство с кухней той или иной страны — отличный способ лучше понять ее обитателей и общество, в котором они живут. Не будем забывать, что кулинария — один из аспектов культуры. Из кулинарных предпочтений, запретов и установок можно понять кое-что и о мировых религиях. Так чем отличаются застольные традиции в различных вероучениях?

Всем известно, что христианская кулинария разделяется на две темы: постное и скоромное. Полугодичный пост предполагает блюда без мясного и молочного, поэтому так важен вкус постных блюд — чтоб не приедались, чтоб не были безвкусными. Конечно, Евангелие велит нам отрешиться от мирского и не потакать чреву, но уж больно противно опилки жевать. Христианской традиции принадлежит огромное множество рецептов постной пищи — ведь те, кто по-настоящему постится, вкушают постную пищу по полгода. Так неужели же все эти полгода довольствоваться хлебом и водой, сырыми овощами и кашами без масла?

Кулинарные традиции христианства разнообразны, увлекательны и невероятно занимательны. Взять, хотя бы, монастырскую кухню. Сколько удивительных и интересных блюд изобретено там! Вкуснейшие монастырские щи из крапивы, сныти и сообразных овощей; макароны с икрой; чудные картофельные котлетки с грибами… Желающие подробнее ознакомиться с тем, как питались постом наши не такие уж далекие предки, могут раскрыть книгу "Лето Господне" Ивана Шмелева. Только осторожнее, не делайте это на голодный желудок, иначе слюнки потекут.

"Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а…великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"… а "грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!…" — восторгается в начале Великого Поста маленький герой романа.

Читайте также: Zотов: Страшный Суд на улицах Москвы

А вкуснейшие мясные и постные блюда изготовленные в русской печи! Обычная пшенная каша превращается чуть ли не в пирог, легкие недрожжевые лепешки с ягодами вкусны необычайно. Дивная разварная говядина может быть приготовлена только в русской печи. К сожалению, в наше время готовке в печи приходит конец — печей все меньше и меньше и скоро не станет совсем, и чудесные старинные рецепты канут в Лету.

Надо отметить, что христианство хоть и предписывает долгие и довольно строгие посты, но не считает какую бы то ни было пищу "нечистой" или запретной. Специально, чтобы подчеркнуть доброту и полезность всего съестного, что сотворено Богом, апостолу Петру было явлено видение. "Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо" (Деяния, 10:9-16). Причем правило о чистоте всего, сотворенного Богом, распространилось, как понял апостол, не только на еду, но и на человеческие отношения: с тех пор Петр не считал для себя зазорным общаться не только с иудеями, но и с язычниками, которых раньше сторонился.

А вот кулинария иудаизма начинается с запретов. Соблюдение кашрута — пригодности пищи — главнейшее условие еврейской кухни. Когда начинаешь знакомиться с этими многочисленными "нельзя", почерпнутыми из Библии, возникает справедливый вопрос: "А что можно-то?" Ни тебе пива с креветками не попить, ни борща со сметаной, ни угря копченого, ни даже простого бутерброда с маслом и колбасой!…

Всем известно, что евреи не едят свинину. Почему? Потому что Торой разрешено употреблять в пищу мясо тех животных, которые одновременно травоядные, жующие жвачку и имеют раздвоенное копыто. Так что под некошерных попадают также кролик, лошадь, верблюд. Также существует запрет на смешение мясного с молочным. Это значит, что в одной трапезе вам никогда не подадут антрекот и сливочное мороженое. И любимое многими, популярное "мясо по-испански" евреям попробовать не судьба.

Читайте также: Повинны ли евреи в распятии Христа?

Еще один запрет — нельзя употреблять в пищу кровь, и из кошерного мяса ее следует удалить. Делается это так: мясо режут на куски размером с ладонь, кладут в тазик, заливают водой и засыпают крупной солью. Время от времени воду меняют. Соль оттягивает кровь, и через несколько часов мясо пропитывается водой, становится сероватым, жидким и абсолютно кошерным. Так что для соблюдения кашрута необходимо серьезно напрячься. Но мало иметь правильно забитый скот или птицу, дальше надо все это правильно приготовить в правильной посуде. В общем, иудейская кухня — настоящая морока и дотошное соблюдение множества правил.

В исламе тоже хватает запретов, но их все-таки поменьше, чем в иудаизме. Тоже нельзя свинину, нельзя змей, лягушек, кровь, мертвечину и еще алкоголь.

Исламская кухня немыслима без огромного количества многочисленных пряностей. Существует более 40 натуральных ароматов, их источники — местные и привозные травы, листья деревьев, семена, ягоды, коренья, смолы, кожура и бутоны розы. Разумеется, кухня имеет региональную специализацию. Например, редкое блюдо на Среднем Востоке готовится без кардамона и имбиря, а вот в странах Магриба к ним совершенно равнодушны. Мусульмане всего мира любят приправлять свои блюда кориандром, тмином, кумином (римским тмином), куркумой, корицей, гвоздикой, сумахом и шафраном.

Средневековые халифы традиционно начинали трапезу с фруктов, главными из которых считались финики. На закуску они предпочитали холодные соленые блюда. Затем подавались горячие (а точнее теплые) блюда из баранины, мяса ягненка, домашней птицы или рыбы с гарниром из маринованных или соленых овощей. Неизменным атрибутом мусульманского стола являются лепешки, рецептов выпечки которых существует великое множество. Ими зачастую пользуются в качестве столовых приборов и берут еду с тарелки. А заканчивалось застолье сладкими блюдами и сиропами.

Читайте также: Православное Рождество в русской литературе

А вот в буддизме вообще нет строгих кулинарных заповедей и запретов и нет правил, которые требуют отказываться от каких-то одних продуктов, заменяя их другими, с целью сделать ум и тело чище. Нужно лишь осмотрительно выбирать пищу, не есть несвежие продукты, трудно перевариваемые и вызывающие беспокойство, тяжесть. А если вы едите такую пищу, отдавайте себе отчет, руководствуясь принципом причины и следствия. Проще говоря, заболев от плохой еды, не возмущайтесь — вы же сами и виноваты. Будда и монахи, следующие его учению, ели мясо. Условием было лишь то, что никто из них не видит, не слышит и не подозревает, что животное было убито специально для них.

Как такового поста в буддизме нет, есть только понятие самосовершенствования, в которое входят разные составляющие, в том числе и воздержание от еды и питья.

Несмотря на религиозные различия, есть и кое-что общее для всех: это призыв к умеренности в еде и сервировке стола, а также чистоте приготовления пищи. Еда, говорят все, не самоцель, а жизненная необходимость, поэтому и затрат не должно быть слишком много.

Однако, все это не мешает людям кушать с удовольствием, изобретать новые блюда и уважать профессию повара. Великий кулинар Ж. А. Брилья-Саварен (1755-1826) писал: "Наслаждение столом принадлежит всем возрастам, всем состояниям, всем странам и всем временам; оно мирится со всеми другими наслаждениями и остается до конца, чтобы утешить нас в потере остальных".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Черная
Ольга Черная — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *